Сегодня:

Зачем люди подписываются на газету? Чтобы получать ее регулярно и без лишних хлопот. Так в теории. Но практика, которая, как известно, критерий истины, вносит свои коррективы. Подписаться нетрудно. Трудно получить…

Начиналась эта статья, как и многие другие, со звонка в редакцию. Пенсионер позвонил, чтобы поблагодарить за то, что на днях ему домой первый раз принесли свежий номер «Новочеркасских ведомостей». Мы удивились и сверили данные. Оказалось, что на этот адрес оформлена обычная полугодовая подписка, начиная с января текущего года. В какую же «черную дыру» провалились все номера нашей газеты за предыдущие 3 месяца?! Ответить на этот вопрос на почтамте так и не смогли. На этот вопрос, как и на десятки других. О том, что доставка подписных изданий в Новочеркасске осуществляется не вполне систематически, мы знали давно. В последние годы изрядная часть наших подписчиков не получали газету регулярно. Именно по этой причине почти половину подписных экземпляров приходится возить самим, осуществляя так называемую офисную доставку. То есть газету подписчик получает не по месту жительства, как полагается, а по месту работы. Куда же деваются не доставленные своевременно экземпляры газеты? Несколько раз мы замечали, что количество возвращаемых в редакцию непроданных газет превышает то количество, которое мы отдавали почтамту на реализацию. Следовательно, «лишние» экземпляры просто берут из тех, что не были доставлены подписчикам. Обидно? Конечно! А как обидно самим подписчикам, которым, чтобы вернуть деньги за оплаченную, но не доставленную газету, надо самим идти на почтамт и лично писать заявление, ждать, когда оно будет рассмотрено. При этом продолжается бурный рост цены, взимаемой почтой за доставку подписных изданий. За период с 2005 года она выросла уже более чем в 2 раза при том, что цена самой газеты держится на одном уровне. Когда растут цены, хотелось бы видеть хотя бы надежность и качество. В чем же главная проблема почтовиков? Вероятно, проблема в людях, то есть, прежде всего, в почтальонах.

Работа на воздухе и с людьми

На протяжении всей истории человечества слово «почтальон» звучало гордо. Кое-где, говорят, звучит гордо и сейчас. В отсутствие интернета, телефонной и сотовой связи доставка посланий была единственным способом передачи информации. Именно почта была стержнем, на котором держались великие империи прошлого. Дороги и почта. Но про дороги не будем. Это совсем больная тема. Почтальон во всех странах был фигурой очень уважаемой и хорошо оплачиваемой. Ни дождь, ни стужа не могли остановить этих людей в исполнении их профессионального долга. В дореволюционной России носить мундир почтового ведомства также было весьма почетно и престижно. Но нынешние российские почтальоны влачат поистине жалкое существование. Их действительно крайне тяжелый труд оплачивается государством по столь мизерным расценкам, что работать почтальоном сейчас могут только самые преданные энтузиасты своего дела, либо люди, неспособные найти любую другую работу. Менее престижной профессии, очевидно, просто нет. Тащить по буеракам огромную и тяжелую сумку, многократно взбираться с ней на верхние этажи домов с неработающим лифтом, вступать в полемику с разгневанными жильцами, отбиваться от многочисленных злых собак. Хорошо еще, что наш климат не позволяет держать во дворах крокодилов. Но ведь те же частные распространители, забивающие макулатурой наши почтовые ящики, умудряются везде пролезть, всех охватить. Видимо, им просто больше платят и строже спрашивают…

Разговор с заместителем начальника Новочеркасского почтамта УФПС по РО Марией Паршуковой по понятным причинам оказался непростым.
– Да, у нас, как и везде, случаются накладки. Называйте конкретные адреса, будем разбираться. В одном случае неразборчиво был написан номер квартиры, в другом случае во дворе многоквартирного дома прикормили злую собаку, почтальон просто боится туда идти, и я ее понимаю. Просто так сказать, что газету не носят, нельзя. Надо разбираться конкретно.

– Несут ли наказание работники, виновные в недоставке газет?
– В каждом случае проводится конкретная проверка. В случае обнаружения вины наказываем, выговоры пишем.

– Все упирается в зарплату почтальона. Сколько она составляет сейчас?
– По штатному расписанию зарплата почтальона где-то 4 тысячи с небольшим. Но дело в том, что на целую штатную единицу у нас нет сейчас таких объемов. Реально ставка сейчас 0,6–0,8. То есть где-то 2,5 –3 тысячи рублей.

– Возможно ли сейчас прожить на такие деньги?
– Вы у меня спрашиваете? Так не мы устанавливаем расценки. И даже не Ростов. Это делается на федеральном уровне. Проблема существует везде. Просто во всем мире почта дотируется государством, а у нас нет.

– Куда положено сдавать недоставленные экземпляры газет? Они возвращаются или уничтожаются?
– Нет, они остаются в отделении связи. Они не возвращаются. В конце-то концов их кто-то спрашивает, вопрос как-то разрешается.
– Самое сложное время с доставкой подписных изданий, наверное, в январе?
– Конечно. Там половина месяца праздничных дней, идет новогодняя отчетность. Пока пересылаются доставочные карточки, пока все утрясется. Налаживается работа только где-то к концу января. Также и в июле.

– Рост доставочной цены не должен сопровождаться ростом качества доставки?
– Рост доставочной цены просто компенсирует общий рост цен на коммунальные услуги и топливо.

– Сложно ли обучить человека работе почтальона? Кто обучает новичков?
– Их никогда не готовили в учебных заведениях. Какой-то период времени требуется на адаптацию и обучение. Учат начальники почтовых отделений, старшие коллеги, причем уже во время работы.

– Какова на сегодня укомплектованность Новочеркасского почтамта почтальонами?
– Я не могу сказать точно, но не хватает примерно 10 человек. Это много. На самом большом отделении их работает 6 человек.

– Насколько я понял, проблема с оплатой труда почтальонов является для отдельного почтамта обстоятельством неодолимой силы?
– На сегодняшний день да. И самостоятельно мы ее решить не можем. Впрочем, ситуация понемногу улучшается. С 1 февраля подняли зарплату по всему почтамту. Надеемся, что удастся полностью укомплектовать штаты и это позволит улучшить качество предоставляемых услуг.
– Ну, что же, давайте надеяться вместе!

Фото Николая Склярова

От редакции

Почтальонов, влачащих жалкое существование за мизерное содержание, конечно, жалко от души. Любой труд должен быть соответственно оплачен – это аксиома, не требующая доказательств. Однако позицию почтамта подобные прописные истины никоим образом не оправдывают. Перефразируя классиков, если вечером были взяты деньги – а доставка свежих номеров подписчикам обходится редакции за полугодие более, чем в 110 тысяч рублей – то к утру хотелось бы получить стулья. Между тем, вполне логичное требование «В» вернуть стоимость неосуществленной доставки (дабы редакция могла элементарно возместить убытки обманутым не по нашей вине читателям) напрочь игнорируется. Взамен подписчикам (!) зачем-то предлагают лично почтить почтовиков и «разобраться на месте». Можно подумать, того, что люди отдали деньги ни за что, недостаточно!..
Нам очень хотелось бы закончить этот материал чем-нибудь воздушно-примирительным, вроде «временное недоразумение разрешено, инцидент можно считать исчерпанным». Вот только хэппи-эндом в нашей почтовой истории даже не пахнет. Между тем, позиция, занятая руководством почты, только обостряет создавшуюся проблему. «Счастье – это когда тебя понимают», – говорил герой известного кинофильма. И в этом смысле отношения редакции, подписчиков и почтовиков с каждым днем становятся все более и более несчастливыми.
row['name']