Сегодня: 19 апреля 7488, Четверг

«Здравствуйте, уважаемая редакция! На страницах своего издания вы неоднократно поднимали проблему обслуживания населения в различных учреждениях. Приятно, что эти публикации заставляют чиновников задуматься и найти выход, избавиться от очередей, хамства и неуважения со стороны сотрудников, которые ведут прием. Хотелось бы, чтобы вы обратили внимание на работу нашей юстиции. Чтобы попасть на прием к специалистам, нужно занимать очередь глубокой ночью, часами сидеть под дверью кабинета. Хорошо если в конечном итоге вообще попадешь на прием. Даже когда я была 11-й по очереди, в кабинет так и не попала. Как же можно за 8 рабочих часов принять всего 7 человек?!! Это издевательство над людьми! Зато выход нашелся достаточно быстро. Предприимчивый посредник за 2 тысячи рублей устроил нам прием у специалиста без всякой очереди. Думаю, ясно, куда пошли эти деньги и почему так безобразно устроена работа учреждения».
С уважением, Светлана Морозова (фамилию изменила, так как документы опять находятся на регистрации в юстиции)».

Вот такие вопросы подняла наша читательница. Жалобы на очереди в Новочеркасском отделе управления федеральной регистрационной службы поступали в редакцию и раньше, поэтому мы решили попробовать разобраться с ситуацией. Действительно, покуда существует неумеренная и неорганизованная очередь, существует и соблазн погреть на этом руки. Так учит нас печальный житейский опыт.
Автору этих строк впервые выпало счастье посетить указанное учреждение. И побывать там во второй раз в качестве ждущего приема посетителя у меня нет ни малейшего желания. Да, очередь в «юстиции», как привыкли называть это место горожане, действительно большая и медлительная. При этом очередь раздраженная, агрессивная, утомленная многочасовым ожиданием, когда и присесть-то людям практически некуда. С ходу понять, куда и к кому можно обратиться, достаточно трудно, хотя в толпе туда-сюда снуют озабоченные сотрудники с папками в руках. Папки с делами грудами лежат на подоконниках, диванах, креслах и столах не только в кабинетах, но и в приемной. Когда я разговорился с людьми, стоящими в очереди к одному из кабинетов, то мне подтвердили, что действительно к некоторым уже обращались шустрые «посредники», предлагавшие за соответствующее вознаграждение избавить от стояния в очереди и ускорить срок оформления документов. Как это будет сделано – осталось непонятным, так как мои собеседники от предложения отказались. Не желая строить собственные предположения и допущения, я обратился с просьбой прокомментировать письмо нашей читательницы и очевидный факт чрезмерных очередей к начальнику отдела В. Яхонтову.
– Я своими глазами наблюдал, что ваши сотрудники иногда просто захлебываются потоком работы. Чем это вызвано? Чем вызваны такие очереди?
– Недостаток штатов. Для того чтобы работать по существующему административному регламенту, требуется дополнительно 12 штатных единиц и более просторное помещение. Мы находимся в федеральном подчинении, поэтому в настоящее время направлены соответствующие запросы в Москву. Проблема очередей существует, но запись в 4–6 часов утра – это надуманное. Мне еще в Ростове приходилось сталкиваться с таким явлением: граждане из близлежащих домов рано утром выходят и сами составляют эти «списки», чтобы потом просто продавать место в самими же созданной очереди. Так и возникает ажиотаж. Мы пробовали бороться, по утрам выходил охранник, гонял их, но такие граждане перемещаются в другое место и все начинается сначала. Этот ажиотаж утренний, вечером можно спокойно прийти и почти никого не будет.

– Очереди возникли не сразу?
– Когда мы организовались, в январе 2000 года, первые годы людей шло мало, еще не все знали, что теперь функции регистрации выполняем мы, а не БТИ. Потом пошел большой поток заявлений, особенно после принятия «дачной амнистии».

– Какие меры принимаются к сокращению сроков ожидания и приема?
– Согласно принятому регламенту, срок ожидания ограничен 45 минутами, прием документов – 15 минут, выдача – 1 минута. В обязательном порядке отвечаем гражданам по телефону, в каком состоянии находится их дело. Последние 1,5 года мы перешли на расширенный график приема. Понедельник и пятница – с 8.00 до 16.00, вторник и четверг с 11.00 до 19.00. Перерыв с 12.00 до 12.45. Суббота с 8.00 до 13.00. В среду неприемный день, мы работаем с документами, но идя навстречу людям сделали выдачу документов и в среду. Только выдачу. Кроме того, ведется предварительная запись. Люди обращаются с просьбой внести их в журнал предварительной записи и потом приходят в указанное время без очереди. Сейчас запись ведется на 11 апреля, то есть на три недели вперед. Тот, у кого не регистрация сделки, нет особой срочности, может спокойно записаться и прийти через три недели.

– Является ли оптимальной организация приема?
– Полагаю, что все отлажено, просто требуется увеличение штатов. Раньше у нас было три «окна»: одно для земли, дачных участков, второе для квартир, третье – для юридических лиц. Но с увеличением потока по дачным участкам пришли к выводу, что требуется унифицировать прием. Иначе нагрузка распределялась бы слишком неравномерно. Сейчас везде принимают все виды документов. И физические лица, и юридические в одной очереди. Поэтому бывают изредка случаи, когда, допустим, приезжает человек с НЭВЗа и привозит на оформление от 30 до 70 объектов. По правилам их все нужно сразу внести в компьютерную базу, а на это требуется время. Очередь же стоит. Возможно, автор письма столкнулся как раз с таким случаем. Специалисты у нас хорошие, но слишком большой объем дел у них на руках. Архив весь забит, я вам потом покажу. Найти в нем быстро нужное дело – это требует очень высокого профессионализма.

– Как вы можете объяснить существование «посредников»?
– А вы откройте последний номер вашей собственной газеты! Вот, пожалуйста, читаю: агентство недвижимости такое-то окажет услуги, срочное оформление документов, быстрое оформление. И так почти все. В любой городской газете. Таких «ускоренных» риэлторов около восьмидесяти по моим подсчетам. Как они себе это представляют? Ни одно агентство не имеет никакого права на ускоренное оформление документов. Вообще никто не имеет. Раньше такие льготы были у некоторых категорий граждан: Героев Советского Союза, инвалидов ВОВ. Сейчас действует новый приказ, согласно которому срок рассмотрения – 1 месяц – может быть сокращен только в одном случае: когда гражданин пишет заявление в наш центральный аппарат с указанием уважительной и документально обоснованной причины. Например, кончается отпуск, не хватает времени на вступление в наследство, получение кредита и т.д. Решение по каждому заявлению принимается индивидуально в управлении, в Ростове.

– Как же тогда посредники осуществляют «ускорение»?
– Чаще всего к гражданам обращаются просто мошенники. Мы регулярно работаем в этом направлении с ОБЭП и прокуратурой. В конце 2006 года была арестована банда мошенников, имевшая на руках оттиски печатей, аналогичные подлинным, бланки, фальшивые постановления суда.

– И что вы посоветуете тем людям, к которым обращаются с предложениями ускорить оформление за деньги?
– Сразу обращаться лично ко мне. Будем немедленно принимать меры. Зачем нам лишние жалобы?

Фото Николая Склярова
row['name']