Сегодня: 20 апреля 8116, Понедельник

Практикум для покупателя

Устав бороться с моей мигренью вслепую и, поскольку медики всякий раз спрашивали о «родном» давлении, мы с мужем решили приобрести тонометр. Учитывая мою непунктуальность в отношении собственного здоровья и хроническую занятость, меня милостиво избавили от процесса покупки «домашнего диагноста», и в один прекрасный день торжественное вручение аппарата состоялось. Им оказался элегантный красавец-полуавтамат благородного серого цвета с удобной панелью, высвечивающей показания крупными цифрами, естественно — иностранец!
Сразу же после пилотного использования все родственники были оповещены о нашей полезной покупке. А у свекрови как раз вышел из строя тонометр – немало послуживший ветеран медтехнического фронта. Вот мы и сосватали бабушку на приобретение удобной современной машины. За вторым тонометром опять же отправились мужчины – муж и свекор.
Вернулся домой мой супруг с видом весьма озадаченным.
— Ты понимаешь, сегодня нас обслуживала другой продавец, мы попросили аппарат, как у нас, а она сказала, что он будет выдавать результат с погрешностью, если есть аритмия. Показала другой, с разницей в полтинник всего, но аритмию учитывает.
В памяти тот час же всплыли слова фельдшера со «Скорой»: «Аритмийка у вас ярко выраженная, а рановато!»
Что делать? Объявление в магазине безжалостно предупреждает покупателей о том, что данный товар ни обмену, ни возврату не подлежит. А как же пресловутый человеческий фактор? И кто виноват – человек без медицинского образования или продавец, не предупредивший об особенностях аппарата? С этими вопросами и в обнимку с тонометром, за который заплатили без рубля 700, я обратилась к заведующей магазином. Намерение озвучить эту проблему в качестве ликбеза для потребителей уже зрело. Представившись и показав журналистское удостоверение, я рассказала о случившемся. Совершенно искренняя реакция:
— Быть того не может! Да у меня все консультанты, как «Отче наш» знают, что у каждого, покупающего тонометр такого класса, необходимо спрашивать об объеме руки и наличии аритмии.
Мне показали Постановление Правительства РФ с перечнем товаров, не подлежащих обмену и возврату. Видимо, именно поэтому продавцам рекомендуют подробно консультировать покупателей. Консультант, у которого купили мой тонометр, получается, вовсе не виновата, поскольку документа, обязывающего задавать вопросы о состоянии здоровья покупателя, нет. И только по инициативе заведующей утвердилось негласное правило: знать характеристики товара и подробно разъяснять клиенту. Но, это выяснилось позже, уже при встрече с владельцем магазина. А ранее продавец объяснила все очень просто:
— В какой пальцем ткнули, тот и продала! Кто виноват, что вам денег на самый дешевый хватило?!
Какие уж тут комментарии, если с покупателем, приобретающим товар «всего за 700 рублей», продавец даже говорить не хочет?!
Уважаемый читатель заметил, что в статье не названы ни магазин, ни фамилии участников инцидента. Причин несколько. Во-первых, главная задача – не «избиение младенцев», а желание напомнить читателям о том, что все препараты и медтехнические приборы имеют свои особенности. Состояние нашего здоровья во многих случаях обязательно должно учитываться, и поэтому, покупая такой специфический товар, лучше подстраховаться и уточнить с консультантом все нюансы. Во-вторых, претензия по факту недобросовестной продажи тонометра не может быть принята по вышеизложенным причинам, да и случай, судя по работе других консультантов этого магазина, действительно единичный. Остается последний момент – неприятный осадок от того, что продавец утверждает, что это с нею вели себя грубо и некорректно, при этом категорически отрицает свои реплики о нашей слабой покупательской способности. А владелец магазина, как истинный бизнесмен, детально разобрал ситуацию, при этом непрозрачно намекнул, что все вышеизложенное мною бездоказательно и беспочвенно.
Как говорится, мораль сей басни такова: чтобы практические навыки приобретения любых товаров не стоили нам кровно заработанных денег, будем внимательны по свою сторону прилавка. А моей следующей покупкой будет хороший многофунциональный диктофон. Остальное, как сказал уважаемый бизнесмен, — эмоции.

КОММЕНТАРИЙ ОТ «ЧЛ». Действительно, Постановлением Правительства РФ № 55 от 19.01.1998 г. утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации. В этот Перечень входит, в частности, товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и других материалов, инструменты, приборы и аппаратура медицинские, средства гигиены полости рта, линзы очковые, предметы по уходу за детьми), лекарственные препараты.
Однако вышеназванное Постановление Правительства содержит также Правила, регламентирующие особенности продажи этих товаров. Так (п. 73) продавец должен предоставить покупателю информацию о правилах отпуска лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения (т.е. в нашем случае он должен был сообщить, что вернуть в магазин тонометр нельзя). А вообще информация об изделиях медицинского назначения (в том числе оборудование, приборы, аппараты, предназначенные для профилактики, диагностики, лечения заболеваний в домашних условиях), сообщенная продавцом покупателю, должна содержать сведения о их назначении, способе и условиях применения, действии и оказываемом эффекте, ограничениях (противопоказаниях) для применения. Если сказать это проще, то продавец, продающий злополучный тонометр, обязан быть сообщить покупателю, что этот прибор способен показать, какое у человека давление, но не отразит сердечную аритмию – для этого нужен прибор подороже, более высокого класса. (Кстати, именно это и сделал второй продавец, продавший тонометр для свекрови автора).
Но что же делать человеку, который купил медицинское «не то», поскольку не был уведомлен продавцом об особенностях товара, а также о том, что его приобретение возврату не подлежит?
На этот есть ответ – в Законе О защите прав потребителей». Глава 12 данного Закона устанавливает ответственность изготовителя (продавца) за ненадлежащую информацию о товаре: если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре, а договор уже заключен (товар куплен), он вправе в разумный срок отказаться от его (договора) исполнения и потребовать от продавца возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков, а также возмещения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя. При этом Закон обязывает продавца (или суд, если уж до него дело дойдет) при рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре, исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара.
Получается, что тонометр, проданный без должной информации и не подошедший покупателю, можно не только вернуть продавцу и взыскать с него затраченные деньги, но и потребовать возмещения вреда, нанесенного (не дай Бог!) жизни, здоровью и имуществу потребителя. Правда, для того, чтобы этого всего добиться, скорее всего, мирных переговоров с продавцом будет недостаточно – придется идти с заявлением в суд.