Сегодня:

С 11­го по 21­е марта в Новочеркасске проводилась декада профессиональной ориентации. Её итоги подвели на встрече в формате «круглого стола», которая состоялась в Центре занятости населения в минувшую пятницу. В обмене мнениями приняли участие специалисты службы занятости, Управления образования, представители профессиональных училищ и нескольких предприятий города.

По мнению директора Центра занятости Павла Резонова, проблема профессиональной ориентации на сегодня очень актуальна. Если в своё время молодых людей волновал вопрос «Кем работать мне тогда, чем заниматься?», то сегодня, как правило, ответ на него для выпускников школ очевиден – надо поступать в вуз. Всё равно в какой. А потом дипломированные гидротехники или геологи пытаются найти работу в пределах Новочеркасска, хотя, как известно, ни плотин, ни шахт, ни золотоносных копей у нас нет.
Большинство выпускников вузов, придя на производство, сразу же претендуют на высокие оклады и руководящие посты, при этом ничего ещё толком не зная и не умея. Предприятия города, в то же время, остро нуждаются в рабочих кадрах. Лишь НЭВЗ планирует в ближайшие годы создать 1500 новых рабочих мест. Только кто будет там трудиться, если все четыре профессиональных училища Новочеркасска работают сегодня с недобором будущих станочников, сварщиков, строителей и плотников, а 80% одиннадцатиклассников твёрдо намерены поступать в вузы?
Острота проблемы профориентации молодёжи очевидна. В Новочеркасске её и пытаются, и стараются решать. Профессиональные училища приглашают школьников на «Дни открытых дверей», специалисты ЦЗН проводят для ребят «Уроки занятости», организуются экскурсии на разные предприятия. Во время проведения декады девятиклассники школы № 19 побывали на ПКФ «Фея», их ровесники из 14-й школы – на пассажирском автопредприятии, а ребята из школы № 8 были гостями на молочном заводе. Там начальник заводской лаборатории Татьяна Кокина показала школьникам основные участки предприятия – от приёмки сырья до цеха фасовки готовой продукции. Вряд ли, конечно, кто-то из школьников загорелся желанием стать молочником или водителем автобуса, но, во всяком случае, после таких экскурсий они уже получили представление о реальном производстве.
Добрым словом на «круглом столе» вспомнили педагогов школ №№ 3, 5, 8, 9, 10, 14, 19, детских домов №№ 1 и 8, школы-интерната № 28, принявших активное участие в декаде.
Что касается решения проблемы насыщения рынка труда рабочей силой посредством жесткого отсева учеников после 9-го класса, направляя «троечников» в профессиональные училища, (идея была высказана одним из представителей работодателей), то это вряд ли хороший вариант. Конечно, закоренелый «троечник» не станет хорошим инженером, но и рабочий из него тоже получится среднего качества. Главное – научить молодых людей учиться, сформировать у них стремление к получению качественных знаний, к скорейшему обретению своего места в жизни. Здесь есть над чем подумать и педагогам, и родителям, и сотрудникам службы занятости.
Фото Николая Склярова
row['name']