Сегодня:

Итак, мы начинаем новую рубрику, где будем ругать подростков и хвалить их родителей. И наоборот. Полагаю, что подростки о себе знают все. А что о них знают взрослые?

Большинство современных подростков – акселераты. Внешне они выглядят гораздо старше своих лет. Но в своем поведении и эмоциях многие остаются инфантильными, даже выйдя из школьного возраста. Вы уже сталкивались с их нежеланием нести ответственность за свои поступки и принимать решения, с их эгоизмом, черствостью, невнимательностью?
Проще всего рассуждать об инфантильности после просмотра подряд пяти серий «Гарри Поттера». Идеальная модель взрослой невзрослости: я тоже хочу быть героем, получать желаемое по взмаху волшебной палочки, и, пожалуйста, много-много приключений, и славы, и желательно – не отходя от компьютера. Или телевизора. Или холодильника. Не вынимая наушников из ушей. Примерно так ведет себя среднестатистический подросток, когда требуется совершить подвиг: учиться, помогать родителям, нести ответственность за близких и друзей, делать мир лучше. Часто они сами не знают, чего хотят в жизни.
Учителя обществоведения и многие родители, говоря о взрослости, перво-наперво упоминают о правах и обязанностях. Всех, конечно, больше интересуют обязанности детей. А подростков – чтобы ни родители, ни их абстрактные разговоры не навевали на них чудовищную скуку, чтобы жизнь хоть немного была похожа на то, что происходит в телевизоре. Которое, всем известно, к реальности имеет весьма отдаленное отношение, хотя и разжигает воображение.
«Родитель не враг. Но и другом его тоже не назовешь».
Взрослые часто сами себе противоречат. Например, один мой знакомый 24-летний молодой человек палец о палец дома не ударит. Его мама продолжает мыть за ним тарелку, стирать его носки, ругать за лень и давать карманные деньги. «Мне же его жалко», – говорит она. Хотя если бы она на самом деле заботилась о нем, то научила бы его обслуживать себя самостоятельно и ей помогать. Как говорится, «не давай рыбу, но дай удочку». Но ПРОЩЕ поддерживать устоявшийся образ жизни, иллюзию того, что делаешь добро. Хотя в конечном итоге пострадают оба.
«В семье не должно быть метаний. Живой интерес, лукавая улыбка, ирония в глазах и много-много книг. Это ж семья, а не инкубатор, где главная идея – растить, растить, растить. И еще я всегда маме говорю: «Не зацикливайся на мне!»
Мало кто из взрослых согласится с утверждением, что большинство родителей изначально ленивы. Конечно, они в поте лица зарабатывают на то, чтобы их чада были упитаны, модно одеты, читали новенькие учебники и были не хуже других.
«О боже, когда я сегодня махала рукой уходящей на работу маме, я именно так и подумала».
За всей этой суетой они успевают заниматься только работой, а по вечерам «отдыхают»: телевизор, телефон и 15 минут на расспросы «как дела в школе». Им ПРОЩЕ выдавать некую сумму на карманные расходы, чем вникать в жизнь детей, дружить с ними, общаться на равных, интересоваться современными книгами, фильмами, технологиями и отношениями. Дети это чувствуют, и тогда возникают товарно-денежные отношения. Только вдобавок дети даже перестают спрашивать «как дела». И тогда к ним уже не подступишься.
«А когда мой папа все более отчетливо понимает, что из меня ничего толком не выйдет, начинаются запоздалые нравоучения. И тогда я становлюсь очень агрессивным».
Подросткам становится скучно с родителями. И тогда они идут туда, где нескучно: в плохую компанию, в Интернет, куда угодно, где от них никто ничего не требует. Здесь можно быть просто потребителем. В лучшем случае, у них хватает способностей и энергии увлечься музыкой, компьютерами, техникой, но ведь любые занятия требуют упорства и труда. В худшем – этот «жизненный дрейф» продолжается всегда.
Виновных, наверное, нет. Но так уж получается, что каждый за себя. А как же любовь, которая помогает все понять и «исправиться»? А разрыв поколений, и цели в жизни, которые меняются, так как становятся неподходящими на данном этапе. И как эти цели детей «относятся» к целям мам и пап? А какие цели? И как же то, что все любят друг друга, и эта любовь дает жуткое право взаимно «учить»? А об этом порассуждаем в следующий раз.

Фото Николая Склярова
row['name']