Сегодня: 19 апреля 3229, Четверг

В последние годы у нас профессиональный праздник работников торговли, бытового обслуживания и жилищно­коммунального хозяйства принято отмечать в один день.
Укрупнение, так сказать. Под него выделено третье воскресенье марта. В этом году праздник приходится на 16 марта. Сложно сказать, чем вызвано такое укрупнение. Возможно, профессий развелось значительно больше, чем воскресений в году. Будние же дни по понятной причине для празднования не годятся, ибо за праздник грех не выпить. А работать в подпитии – еще больший грех. Так по какому же признаку произошло объединение торговли, бытового обслуживания и коммунального хозяйства под крышей общего праздника? Вероятно, труд представителей всех трех профессий одинаково необходим горожанам. Ежедневно и ежечасно. Есть еще общее для всех трех профессий ключевое слово: «обслуживание». Именно обслуживанием всех нас занимаются и продавцы, и сантехники, и парикмахеры. Нелегка служба работников обслуживания. Эти люди всегда на виду, всегда под огнем критики, иногда справедливой, но чаще – не очень. Кроме того, каждый из них должен обладать подлинным талантом человеческого общения в любых, даже самых нечеловеческих условиях. Поздравляем вас всех с праздником!

Весна на какой­то улице

Весна. Пока еще не яркая, победительная, а немножко грустная, серая, попеременно омрачаемая дождем и снегом. И тем не менее, опять весна на белом свете. А что бы такого по этому поводу предпринять? Ну, для начала стоит зайти в парикмахерскую. Именно в старую добрую парикмахерскую, а не в стильный и модный салон. Нет, я лично ничего не имею против красивых модельных стрижек, вот только с годами на голове изрядно поубавилось почвы для парикмахерского искусства. Кроме того, в эту самую парикмахерскую, расположенную в соседнем доме, когда-то много лет назад впервые привели стричь маленького мальчика с льняными волосами. Помню, что было очень страшно от зловещего вида инструментов и машинок. Но ничего, привык. А силу привычки нельзя недооценивать. И когда пошли смутные рыночные времена, искренне переживал за старую парикмахерскую, хотел, чтобы она выжила, несмотря на все трудности. Слава Богу, пока держится. Опытные женщины-мастера уже не задают постоянному клиенту вопроса: «как стричь?» Цены, конечно, растут, куда денешься, но все равно остаются на вполне умеренном уровне. Клиенты сюда ходят, ну, скажем, консервативные. И к мужскому мастеру, и к женскому. Люди, как говорят, все больше спокойные, хотя идеальных клиентов не бывает. Каждый – со своей придурью. Такой «пунктик» имеется у каждого. И пунктики эти мастерам нужно терпеть, несмотря на собственные проблемы. Кто-то взрывается при виде «WD»-шки, которой предохраняют машинки от ржавчины: «это же не гараж, я в культурное место пришел!» Кто-то не терпит на полу ни единого волоска от предыдущего клиента. Лично я не люблю, когда у меня над головой громко болтают. Да здравствует тишина! Хороший мастер легко справляется с негативными эмоциями клиентов, поскольку еще и немножко психотерапевт.

Правила торговли

Где приходится чаще всего вступать в контакт с работниками торговли? В продуктовом магазине! Но не в супермаркете, разумеется, какой там контакт? В обычном гастрономе, как бы он сейчас ни назывался, то есть в магазине с человеческим лицом. «Каждый человек является покупателем, – делится мыслями одна из самых опытных и заслуженных работников торговли в нашем городе, – в течение дня ты продавец, а после смены – уже покупатель. Сфера обслуживания – вообще самая сложная сфера, здесь работа идет с людьми. Я давно наблюдаю за публикой – сейчас люди становятся жестче. Или жизнь тяжелее стала, или менее уверены в себе. Жизнь действительно стала сложней – больше стрессов. Сейчас ведь уже нет никаких гарантий трудоустройства, как в советские времена. Появились постоянные «клиенты» в кавычках, для которых писать на нас жалобы стало своеобразным спортом. Обучить продавца, как настоящего профессионала, долго. Когда начались реформы, в торговлю пришло очень много людей, пусть и с образованием, но без всякого опыта. Они думали, что торговля – это легко, не понимали, что есть такая сложная наука – товароведение. Вот и упал уровень подготовки продавцов. Кроме того, цены регулярно растут, клиенты возмущаются и выплескивают свое раздражение. На кого? На того, кто ближе всего, то есть на продавца. Как ему удержаться, не ответить, не нагрубить? Наша работа – именно обслуживание. Продавцу надо многое терпеть, уметь что-то объяснить человеку, когда надо – промолчать. Сейчас очень многие покупатели стали больше ценить свое время, прежде чем приходить – звонят по телефону, узнают о наличии товара, о ценах. Возможно, скоро и покупать станут по телефону. Впрочем, мы, работники торговли, ко всему готовы. Если надо, переучимся. Ведь в магазине существуем мы для покупателя, никак не наоборот!»

Бойцы невидимого фронта

Особая статья – это работники жилищно-коммунального хозяйства. Я и хотел поначалу написать особую статью именно о них. Но праздник-то общий. Итак, коммунальщики отличаются от обычных людей очень мало. Лишь тем, что им приходится вкалывать тогда, когда все остальные предпочитают нежиться в постели или сидеть в теплой квартире, изредка поглядывая на ненастье за окном. Только их героическая работа не дает разрухе захлестнуть наши дома. Не надо об этом забывать.
Вот сижу я с одним из таких скромных героев отопительного фронта в маленьком кафе и живо интересуюсь особенностями его нелегкого ремесла. «Наши будни – это порывы и утечки. Обнаруживаются они по косвенным признакам. Мы не видим пара столбом. Мы видим, как на маленьком манометре падает стрелочка до критической точки, когда нужно подпитывать систему. Где эта утечка, в пяти метрах или в паре километров – непонятно. Мы можем лишь примерно определить направление, чтобы по трассе рысцой пробежали слесари. Тепло мы людям при этом нести не перестаем, но начинаем нести нешуточные убытки, поскольку расходуем больше газа, воды и электроэнергии. В основной же своей массе потери нам своими руками причиняют жильцы. Есть у них неверное, но стойкое убеждение, что как только изменяется температура на улице, надо начинать сбрасывать воду из батарей. «Чтобы циркуляция была!» С точки зрения же физики и здравого смысла, если, например, из кастрюли на плите регулярно отливать воду, добавляя холодную, то она, естественно, никогда не закипит. Так что пребываем мы с жильцами, которых обслуживаем, в сложных отношениях. Их тоже можно понять, им не нравится, когда у них в квартире температура 18 градусов, а нравится, когда 24. Но платят-то они по договору именно за 18! В остальном же – кому как повезет. Стояки большинства домов не знали ремонта по тридцать-сорок лет. И даже отрегулировать отопительную систему в доме зачастую просто некому. Нет у домоуправления специалистов. Конечно, отрегулировать отопление в домах можем мы, но только за очень и очень отдельную плату. Ведь жизнь коммунальщика делится на три части. Треть суток и более мы работаем, треть суток, если удастся, спим, а в оставшуюся треть пытаемся растянуть нашу зарплату на месяц. Коммунальщик, как никто другой, благодарен Китаю за «Анаком» и «Доширак»!»

Фото Николая Склярова
row['name']