Сегодня:

Продолжаем публиковать рассказы о семейных реликвиях. Конечно, у вас тоже хранится частичка памяти вашей семьи! Напишите нам об этом.

СЕРЕЖКИ СПАСЛИ ЖИЗНЬ
Это был 1918-й год. В семье Марии все шло хорошо. Мануфактурная фабрика мужа работала стабильно. Дети росли здоровые. С мужем они недавно отметили очередную годовщину свадьбы. Он подарил ей серьги с александритом. Но в один миг все оборвалось.
Однажды декабрьским вечером к ним в дом ворвались вооруженные рабочие. Муж был расстрелян, а Мария вместе с тремя детьми (младшему не было и года) бежала из родного имения. Они несколько дней бродили по степи. Выбившись из сил, пришли к заброшенному дому. Какое-то время они прожили в нем. Мария протапливала печь бурьяном, но через несколько часов в доме наступал жуткий холод. Запасы пищи давно закончились. Дети плакали, просили есть. Младший сын умер. И однажды ночью Мария решила покончить с собой и детьми. Она хотела закрыть заслонку в печи, чтобы задохнуться от угарного газа, но вдруг, случайно зацепилась рукавом за сережку в ухе. И в ее голове мелькнула мысль о том, что это шанс на спасение.
Она с детьми, переборов страх, пришла в ближайший хутор и постучала в дверь зажиточного дома, чтобы продать серьги или обменять на какую-нибудь еду. Но, к удивлению Марии, их приняли приветливо. Хозяева оказались очень добрыми людьми. Они не стали покупать серьги, а приютили семью Марии у себя до лета.
А летом Мария перебралась в Ростов и стала налаживать свою жизнь. Сережки она берегла, как святыню, которая остановила ее от рокового шага. Когда выросла старшая дочь (моя прабабушка), она передала ей серьги. Так они и переходят из поколения в поколение, как оберег нашего рода и память о прабабушке. Сейчас они хранятся у нас в семье.
Светлана Аниканова, ученица 11-»А» класса школы № 6.

ПОСЛЕДНИЙ АТАМАН СТАНИЦЫ
В нашем доме есть кулон, который достался моей маме от ее бабушки. Если кулон раскрыть, там фотография мужчины. Это дедушка маминой бабушки, или мой прапрапрадедушка. Звали его Фёдор Стукалов.
В конце 19-го века на Кубани жил Фёдор и было у него два сына. Одного из сыновей звали Иван. В начале 1917 года Иван женился на Вере Жирковой, и 31 декабря у них родилась дочь Анна, та самая, которая и передала через много лет кулон моей маме. Чуть позже у Ивана и Веры родился сын Иван.
Семья жила в станице Кавказской Краснодарского края, и Фёдор Стукалов был в ней казачьим атаманом, последним атаманом станицы Кавказской. В начале 30-х годов прошлого века начались гонения, репрессии. Чтобы избежать участи многих соотечественников, Фёдор со своими сыновьями уехал в Югославию. Там они и прожили всю свою оставшуюся жизнь, там умерли и похоронены.
После их отъезда жена Ивана — Вера осталась с двумя детьми. В скором времени их раскулачили и выгнали из дома. Вера с детьми ушла в город Грозный, где уже жили их односельчане. Анна там вышла замуж и родила двух дочерей, одна из которых стала моей бабушкой. Её брат Иван во время Великой Отечественной войны воевал и погиб.
А в станице Кавказской в музее долго висел портрет моего прапрапрадедушки Федора Стукалова, последнего атамана станицы. Может быть, висит и сейчас…
Даниил Таранов, ученик 9-»В» класса школы № 6.