Сегодня: 19 апреля 5947, Суббота

Борьба со спецсигналами и проблесковыми маячками на российских дорогах ведется уже давно, то затихая, то вновь набирая силу. Сами чиновники несколько раз предпринимали попытки расстаться с дорожными привилегиями, но всякий раз безуспешно: отказаться от них депутаты так и не смогли. До сих пор не было принято ни одного законопроекта, который надолго отобрал бы у народных избранников мигалки. Да, Госдума отменила спецномера с триколором, которыми были оборудованы автомобили депутатов, но уже совсем скоро на этих машинах появились номера особой серии, запомнить которую гаишникам не составило особого труда, а еще через пару месяцев парламентарии, демонстративно отказавшиеся от езды со спецсигналами, спокойно вернули себе мигалки, оправдав это тем, что по-другому ездить не представляется возможным.
Неделю назад оптимизма рядовым автовладельцам, казалось бы, добавил управляющий делами президента РФ Владимир Кожин, который заявил, что сокращение числа автомобилей со спецсигналами будет продолжено. По его словам, эффект от принятых мер ощущается уже сейчас. Однако число машин с мигалками, добавил Кожин, будет сокращаться «не в таком масштабе, как это было первый раз». Он добавил, что «сегодня есть достаточно жесткий документ, который регламентирует этот процесс», и в настоящее время в решении этого вопроса «отсутствует элемент предвзятости и чьей-то воли». При этом Владимир Кожин напомнил, что Управление делами президента выступило в качестве одного из инициаторов этого процесса, который начался два года назад. «На сегодняшний день общее количество этих мигалок составляет около тысячи», — отметил он.
В то же время на днях Госдума отклонила поправки к закону «О безопасности дорожного движения», внесенные еще в четвертом созыве парламента депутатами Александром Лебедевым и Андреем Самогиным и сокращающие количество световых сигналов на автомобилях, сообщают «Новые известия». Согласно этому документу, мигалки должны были остаться только на автомобилях оперативных спецслужб, а также на машинах, перевозящих лиц, охраняемых ФСО (президента, премьер-министра, спикеров обеих палат Федерального Собрания, генерального прокурора и председателей Верховного, Конституционного и Арбитражного судов). Все остальные чиновники и парламентарии, пользующиеся привилегиями на дорогах, должны были потерять это право. Однако на пленарном заседании представители профильного Комитета по безопасности раскритиковали этот радикальный законопроект, в результате чего депутаты отклонили его абсолютным большинством, сославшись на то, что в документе даны «слишком расплывчатые определения служб, которые имеют право пользоваться привилегиями на дороге». А существующего постановления правительства РФ, где перечислены 60 ведомств, имеющих право обладать мигалками, дескать, вполне достаточно.
С этим категорически не согласился содокладчик законопроекта, представитель Комитета по безопасности Виктор Илюхин. По его мнению, мигалок сейчас на улицах даже «больше, чем это закреплено в нормативных документах». В свою очередь, депутат Госдумы Валерий Зубов назвал отклонение законопроекта совершенно нелепым фактом. Более того, парламентарий утверждает, что народные избранники используют проблесковые маячки незаконно, так как в законопроекте «О статусе депутата» были внесены поправки, фактически запрещающие парламентариям пользоваться спецсигналами. «Так что те депутаты, кто использует маячки, делают это в нарушение всех правил», — цитируют Зубова «Новые известия».
Впрочем, по мнению правозащитника Виктора Травина, в том, что закон, ограничивающий привилегии на дорогах, провалился, ничего удивительного нет. Да и время для отклонения поправок выбрано подходящее: выборы позади, и отказаться от дальнейшего сокращения спецсигналов депутаты могут, не боясь впасть в немилость избирателям. «Жить без мигалок чиновники уже просто не могут, — отметил Травин в интервью изданию. — Мигалки уже давно не на капоте автомобиля, а в душе чиновника. И кто привык к этим льготам, без них обойтись уже не в силах. Даже английская королева не ездит с мигалкой и, наверное, завидует российскому министру сельского хозяйства, который включает спецсигнал, чтобы не опоздать на заседание Кабинета министров…»