Сегодня:

Я знала о Людмиле Низельской, что она, одна из первых женщин в нашем городе, занялась атлетической гимнастикой, «накачала» себе фигуру, какую хотела, разработала авторский комплекс упражнений для женщин и тренирует всех желающих по своим собственным планам.
Когда я пришла к ней в спортзал и сказала, что хочу подкачать пресс и спину, она спросила: «Но вы же не хотите быть колоссом на глиняных ногах?» Это прозвучало убедительно, и я начала заниматься так, как считала нужным тренер Людмила Владимировна. Хотя студенческий тренажерный зал в спорткомплексе ЮРГТУ поначалу шокировал своим небогатым убранством, через пару занятий я перестала замечать потрепанность самодельных тренажеров. Каждая тренировка была уникальной. Например, мы дошли до 37-го комплекса и ни разу не повторились. В начале урока я с восторгом и любопытством заглядывала в тренерский план. А самое главное, упражнения, которые поначалу казались жутко трудными, становились любимыми! Стоило тогда все это 100 рублей в месяц за две тренировки в неделю, чтобы это удовольствие было доступно любой студентке, и пресекались любые мои попытки заплатить реальную цену. «Я занимаюсь тем, что мне интересно, а деньги пускай мужчины зарабатывают», — успокаивала меня Людмила Низельская…
Верность и преданность иногда вознаграждаются. Отремонтировали зал, и тренажеры появились новые. Цена перестала быть смешной, и заниматься теперь можно хоть каждый день: такое теперь у Низельской расписание. А я как ходила, так и хожу, так и буду ходить к своему любимому тренеру…
— Как вы пришли в спорт?
— Это было очень давно. И из-за упрямства. Я жила в Сибири, в городе Ачинске, под Красноярском. В первый раз (я была в седьмом классе) меня в спортзал пригласил тренер. Придя в манеж, мы начали баловаться, и получилось так, что я прыгнула в «яму», но еще не успела уйти, как сразу стартовала другая девочка, и прямо мне на ногу. И то, что я потом не могла на эту ногу стать полтора месяца, меня и сподвигнуло. То, что не удается, хочется преодолеть. И мне захотелось тренироваться.
— Это и есть спортивный характер?
— Дисциплинированность – вот что отличает спортсменов от обычных людей. Не всегда бывает желание сделать зарядку, выйти на пробежку. Я говорю детям, что тренировка начинается дома: ты собрал сумку — уже тренируешься.
— А усердие, трудолюбие, терпение?
— Я занималась легкой атлетикой. Этот вид спорта – сложный. Бегать надо любить. Но есть люди, которым движение доставляет удовольствие, а одаренных среди них не так много. Если человек любит бегать, но не талантлив, в жизни это даст ему все то же самое, что и одаренному, кроме результатов. Он всего лишь достигнет своего «потолка», но, учитывая усердие, преодоление трудностей, трудолюбие, это будет равноценно званию мастера спорта.
— У вас в семье все – спортсмены?
— Несколько лет назад мы выступали на соревнованиях «Папа, мама, я – спортивная семья» (папа, мама и ребенок до 13 лет). В Москву съезжались самые сильные спортивные семьи России. В легкой атлетике мы всегда побеждали: и я, и муж, и старший сын – легкоатлеты. По остальным видам пятиборья – плаванию, роликам, настольному теннису – серьезно тренировались. Плавать за семью доставалось нашему папе. Я росла в Сибири, была лыжницей, а плавать не умела до 20 лет: наши реки холодные, бурные, с водоворотами… Я нисколько не жалею, что мы участвовали в соревнованиях, сначала с Димой, а подрос Алексей, и с ним мы проделали тот же путь. По всей квартире висят медали за наши победы. Мы были вместе, помогали друг другу: это очень сплачивает семью. Потом нас чествовали… Это была яркая полоса в жизни. Жаль, что нет третьего сына, с которым можно было бы пройти это еще раз…
— Как вы начинали приобщать к спорту своих сыновей?
— С единоборств, которые дают растяжку, и с плавания, которое дает общую физическую подготовку. У нас в бассейне работал замечательный тренер Александр Шкуратов, который научил моих детей плавать разными стилями. Параллельно старший, Дима, начал заниматься легкой атлетикой. Тренировки были каждый день. Пришлось выбирать: либо плавать, либо бегать. Присутствуя на соревнованиях, я видела, что Дмитрий – «средневик» (бегун на средние дистанции). А его тренером был спринтер. И я стала с сыном заниматься сама. Начали с двух тренировок в день. В шесть часов утра еще темно, а Дима встает, выпивает стакан чая с бутербродом (не принято бегать на голодный желудок) и идет на тренировку. Сначала было трудно. Помогал наш папа. Вставал, одевался и бежал с ним. Дима выходил из дому не всегда в хорошем настроении. Просто знал, что надо. Но обратно прибегал всегда довольный, и это был хороший признак. Не сразу стал он чемпионом. Был третьим, потом вторым. Мы выезжали на соревнования всей семьей, становились по кругу и кричали «Дима!!!», чтобы его поддержать. Первый раз на первенстве России он выступил не очень удачно. В Пензе, где стадион устроен иначе, чем наш (там крутые виражи), ему удалось убежать от основной группы. Один из спортсменов, пытаясь обогнать Диму, неудачно сместился, его снесло на Диму, и Дима покатился по виражу. Он, конечно, тут же поднялся и побежал, но ребята уже проскочили мимо. Тот парень был дисквалифицирован за помеху лидеру. И его жаль было, и за своего обидно. Но Дима уже почувствовал, что может соревноваться с сильнейшими молодыми бегунами России.
— Ваш старший сын – мастер спорта, член молодежной сборной России. Какой ценой Дмитрию Низельскому досталась победа на чемпионате Европы по кроссу в Сан-Джорджио (Италия)?
— Российские спортсмены в командном зачете вчетвером набрали 28 очков, опередив команду Италии на 50 очков. Это заслуга тренеров молодежного состава сборной России. Это был эксперимент: молодых ребят повезли «обстрелять» — выдержат ли психологическое напряжение, покажут ли все, к чему готовы. И все у них получилось. Дима пришел четвертым из нашей команды. Другой спортсмен, пришедший пятым, проиграл Диме всего одну секунду. Команда была настолько сильной, что, случись падение, это бы не отразилось на результате. После соревнований спортсмены братались. Был поднят престиж российской формы, и по традиции чемпионов просили обменяться одеждой, в которой они побеждали. Димина майка досталась англичанину, штаны – французу…
— Вы же тоже талантливая бегунья…
— Когда я начала заниматься легкой атлетикой, еще в Сибири, я за полтора года выполнила первый взрослый разряд. Мне было 14 лет. Мы переехали в Ростовскую область. Из Новошахтинска меня забрали в Ростовскую школу-интернат спортивного профиля (теперь это училище олимпийского резерва). Но, видимо, я не смогла перестроиться: поменяла резко и климат, и обстановку. После окончания школы я поступила в НПИ. Жила в общежитии, где не всегда соблюдался режим, в питании недоставало витаминов… На последнем курсе института я занялась спортивной ходьбой, успела выполнить первый взрослый разряд, защитила диплом и вышла замуж. Бегать люблю и бегаю до сих пор. Я не слабенькая. На сборах тяну за собой начинающих учеников…
— А когда вы начали заниматься атлетической гимнастикой?
— У меня уже был сын, это было здорово, все делала с радостью, но чего-то мне не хватало. Когда сыну исполнилось полтора годика, я пришла в тренажерный зал. Потому что я очень сильно похудела — при росте метр семьдесят весила 50 килограммов — и решила, что надо обрасти мышцами. Начала заниматься у Глушко Валентина Ивановича. Мне понравился сам процесс тренировки! Столько лет я «пробегала», и наконец попробовала что-то новое! И я стала тренироваться три раза в неделю. Пока не забеременела вторым сыном. А теперь уже несколько лет тренирую сама, по своим методическим планам, в которые входят упражнения из арсеналов легкой атлетики и классической штанги. Я не претендую на всезнание, но у меня есть свое мнение, как надо. И я под это свое мнение составляю комбинацию упражнений. Чтобы как можно лучше прокачать мышцы, и чтобы было интересно, увлекательно и разнообразно заниматься, и чтобы укрепить опорно-двигательный аппарат, и чтобы обрести бодрость и самоуважение.
— Есть такая методика: за одно занятие тренируют только определенные группы мышц…
— Так «качаются» культуристы: они хотят видеть каждую мышцу. А нам зачем огромный бицепс? Как тренер я начинала с занятий с девушками, и мои комплексы упражнений прежде всего для них. Девушки хотят уменьшить бедра, укрепить грудь, подкачать пресс. Но прокачать те же самые бедра мы не можем без крепких мышц пресса и спины. Поэтому, я считаю, надо за одно занятие сделать упражнения на большую часть мышц, чтобы прокачать их, включая и мелкие, которые «для жизни» не нужны, а в процессе тренировки пригодятся.
— А это хорошо для здоровья?
— Для здоровья лучше бегать и плавать. Но если хочется, чтобы были заметны мышцы, то это — атлетическая гимнастика. Начинать тренировку лучше всего бегом, минут 10-15, чтобы разогреть мышцы. Это предотвратит травмы. Так же хорошо побегать и после тренировки. Во время пробежки происходит активное питание мышц кислородом. Мы избавляемся от молочной кислоты, которая накапливается во время работы в спортзале, и частично – от усталости. Поэтому ничего лучше нет, чем восстановительный бег после тренировки. Он успокаивает организм: происходит мягкий переход к спокойному состоянию.
— А женственности не вредят занятия атлетической гимнастикой?
— Жизнь стала тяжелой, и многое ложится на женские плечи. Чтобы не пытаться спрятаться за мужскую спину, чтобы быть самодостаточной, надо стать сильной. Хорошо, если муж позволяет женщине оставаться собой, работать столько, сколько хочется. Но более половины женщин в России делают все в своей жизни сами. Чтобы выдержать это «неженственное» напряжение сил, организм должен быть тренированный. И не только мышцы, но и характер. Тренировка начинается, как я уже говорила, дома. Надо что-то сделать по хозяйству, а то и хочется просто полежать и съесть шоколадку, и если женщина все-таки выбирает спортзал, это уже тренировка.
— А есть безнадежные экземпляры в смысле атлетической гимнастики?
— Есть люди, которых спорт вообще не привлекает: наверное, атлетическая гимнастика не для них. Есть люди, которые еще не знают, что это доставит им радость. Просто не пробовали, не дружат со спортом. А среди тех, кто хочет заниматься, безнадежных нет, результат будет обязательно.
— Имеет ли значение «накачанность» для успеха у противоположного пола?
— Имеет значение любовь к себе, к своему телу. Если девушка не удовлетворена своим внешним видом, она по-другому себя ведет, чувствуя себя ущербной. Неуверенность в себе нельзя скрыть, мужчины это видят и чувствуют. Если занятия атлетической гимнастикой помогут девушке полюбить себя, тогда «накачанность» имеет значение.
— Хорошо это или плохо, когда тренер – мама?
— Есть плюсы: зная, как сын провел день, я дозирую нагрузку. Есть и минусы. Родственные связи расхолаживают спортсмена. То, что не допустимо с другим тренером, — поспорить, например, — с мамой легко себе позволено. У нас с Димой разногласий немного, но я бы сказала, что с чужими детьми работать легче. Я пытаюсь все объяснить. Предпочитаю, чтоб спортсмены думали. Так же и с сыном. Когда он очень устал, то начинает немного капризничать, возражать. Я стараюсь дать ему высказаться. Ведь это связано с его самочувствием. Но в итоге он все равно сделает то, чего хочет тренер. Чтоб по собственному плану — так не бывает, все равно приходится выполнять тренерский план.
А менять замысел тренировки, потому что он спортсмену не нравится, — так не бывает. У всех есть любимая и нелюбимая работа. Если нелюбимую не делать, не добьешься результата.
— Как вы относитесь к рукоприкладству со стороны тренеров?
— Я сама мама. Если бы ударили моего, я бы этого просто не вынесла. Я сама очень люблю детей, и они это чувствуют. Они не умеют любить, и, как в зеркале, отражают нашу любовь. Конфликтов не бывает. Чтобы я кричала на них?! Серьезно могу поговорить, объясню, почему так нельзя, потом побеседую с родителями…
А бить — это вообще неприемлемо в воспитании ребенка.
— Что послужило вашему воспитанию?
— Я училась в училище олимпийского резерва. Это школа-интернат. Самостоятельность накладывает ответственность за свои поступки. Это поймут те, кто остался без родителей, кому приходилось решать все проблемы самому. Взгляды на жизнь уже другие. Важным моментом становится дисциплина, потому что мама не сделает, папа не сделает, никто не приведет за ручку к цели. Но мир не без добрых людей. Очень многие помогали мне сформироваться как человеку. Моим тренером был Владимир Семенович Федоров. Я считаю своими наставниками Анатолия Георгиевича Тимофеева и заведующего кафедрой физвоспитания ЮРГТУ Виктора Григорьевича Королева. Это порядочные во всех отношениях и очень мудрые люди. Если я не знаю, как поступить, интересуюсь их мнением. Если сомневаюсь, всегда могу посоветоваться с ними.
— А младший сын Алексей дружит со спортом?
— Леша бегал, пока не начались проблемы с опорно-двигательным аппаратом из-за того, что он очень быстро вырос. Возрастное заболевание – болезнь Шляттера. Сейчас он занимается плаванием у Константина Владимировича Скобы. Недавно плавал на первенстве города. Раз бегать нельзя, для здоровья будем плавать.

Фото Николая Склярова
row['name']