Сегодня:

Алексей давно собирался заменить свою видавшую виды «шестерку» (ВАЗ 2106) на машину более приличную. В начале прошлой осени его мечта сбылась. Подсобралась нужная сумма, «шестёрка» благополучно была продана за «шапку сухарей», как сказала его жена Анастасия, и Алексей смог ощутить наконец запах нового салона иномарки (правда, российской сборки), и почувствовать себя не обитателем «ржавой консервной банки», как супруга называла прежнюю машину, а владельцем настоящего автомобиля. Правда, проехав чуть больше сотни километров, его красавица вдруг застучала двигателем и запросилась на гарантийный ремонт.
После замены ряда деталей (почти на 25 тысяч рублей), «красавица» пробежала ещё сотню км, и снова «захотела» в сервисный центр. Второй ремонт обошёлся для неё ещё дороже — под 70 тысяч. После него покупка побегала ещё немножко и снова сломалась. На семейном совете решили машину все же во что бы то ни стало отремонтировать и как можно скорее продать. За любую цену.
Алексею, конечно, крупно не повезло. Это понятно. А ещё ему не повезло в том плане, что он не попал под действие изменений в «Законе о защите прав потребителей», которые вступили в силу с 12 декабря 2007 года. Если бы Алексей приобрёл машину после этой даты, то он мог бы, на основании статьи 18, в случае обнаружения в машине недостатков в течение первых 15 дней со дня передачи потребителю такого товара, вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки или на такой же товар другой марки, с соответствующим перерасчетом цены. Это же самое изменение в Законе предусматривается в отношении любого товара, относящегося к группе технически-сложных.
Продавцы беспокоятся, что теперь покупатели станут злоупотреблять новыми правами. Наверное, такие случаи тоже будут иметь место, но такой покупательский экстремизм всё же редкость на фоне массовых случаев обнаружения откровенного брака в магазинах, завлекающих покупателей низкими ценами и массой разных скидок. Теперь продавцам труднее будет торговать низкосортным товаром, качества которого проявляются уже в течение нескольких дней после приобретения. Раньше покупатель должен был не одну пару обуви стоптать в походах то в магазин, то в мастерскую со своей злосчастной покупкой. Сегодня всё будет просто: если в течение 15 дней в технически сложных товарах брак проявился — магазин обязан или вернуть деньги, или заменить товар на новый. Это, конечно, если на покупке отсутствуют механические повреждения и другие признаки неправильной эксплуатации.
Сейчас статья 18 так же позволяет вернуть товар или его заменить в случае невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцати дней вследствие неоднократных устранений его различных недостатков. К примеру, недостаток товара выявился через месяц после его приобретения. Товар ремонтировался один раз две недели, другой раз — ещё две недели в течение года, и снова попал в ремонт. В этом случае у владельца бракованного товара возникает право обратиться к продавцу с законным требованием вернуть деньги или заменить товар новым.
Поправки к закону регламентируют и сроки устранения недостатков товара — ремонт, замена деталей и т.д. (статья 20, п. 1). Прежде продавец мог указать в договоре любое время устранения недостатков, хоть несколько месяцев. Сейчас закон гласит: недостатки должны устраняться незамедлительно, но при этом время ремонта не может превышать 45 дней. И причины, вроде отсутствия деталей, оборудования, специалистов, в расчёт не принимаются. После 45 дней ремонта, владелец так и не отремонтированной техники имеет право требовать её замены или возврата стоимости. Есть, над чем подумать продавцам откровенного барахла.
Пунктом 2 этой же статьи предусматривается предоставление владельцу бракованного товара подмены, пока его вещь ремонтируется. Эта норма существовала и прежде, но сегодня требования уточняются: во временное пользование должен быть предоставлен товар длительного пользования, обладающий этими же основными потребительскими свойствами. Например, если сломался мобильник, обладающий множеством опций и функций, то его владельцу во временное пользование должен быть предоставлен аппарат такого же уровня, и ничуть не простая труба стоимостью 1200 рублей, которая позволяет лишь совершать звонки.
Так же «Закон о защите прав потребителей» был дополнен статьей 23.1, в которой речь идет о последствиях нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю. Например, семья заказала новую кухню, внесла за неё оплату, и в оговоренный срок свой заказ не получила. Теперь закон даёт право взыскать с неаккуратного исполнителя заказа по половине процента за каждый день просрочки от уплаченной суммы.
Ещё одно дополнение касается информации о продуктах. Теперь производитель обязан указывать (статья 10. п. 2) что в его товаре есть компоненты, полученные с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, если таковых компонентов содержится более девяти десятых процента. А уж покупатель решит, стоит ли ему становиться козлёночком или лучше уж без генной инженерии обойтись. Есть мнение, что эти продукты очень негативно влияют на наследственные качества потомства. Хотя производители тоже не лыком шиты, можно ведь напечатать эту информацию так мелко, что различима она будет лишь в электронный микроскоп, что сегодня успешно и делается в отношении остальной информации. Например, на упаковке «сока» крупно пишут «100% качество», а на обратной стороне совсем мелкими буквами: «Содержание сока в напитке не меньше 40%». Покупатель «ведётся» на эти 100%, думая, что приобретает натуральный сок, а сам платит за воду с сахаром, кислотой, красителем и небольшим объёмом фруктового пюре. Ну, о соках как-нибудь в следующий раз.