Сегодня:

21 декабря вышло в прокат продолжение главного новогоднего фильма страны.
Хотя термин «культовый» опоганен чересчур частым употреблением, рязановскую «Иронию судьбы» сложно охарактеризовать как-то иначе. Традиционное определение «киноклассика» тут не годится: при всем обилии вечнозеленых советских хитов история знакомства Жени Лукашина и Нади Шевелевой занимает в зрительских сердцах особое место. Комедия Рязанова давно стала таким же обязательным атрибутом Нового года, как, скажем, салат оливье или наряженная елка; прожить без традиционного просмотра «Иронии…», конечно, можно, а вот полноценно отпраздновать – извините, никак. О цитатах, как писал поэт, не говорю – половина из них вошла в пословицы. Изрек «какая гадость эта ваша заливная рыба», и всем все понятно.
До недавнего времени идея сиквела «С легким паром!» казалась, как минимум, абсурдной. С одной стороны, продолжение несомненно будет воспринято в штыки армией поклонников, с другой – тягаться с мэтром отечественного синематографа нелепо и безрассудно, будь ты хоть семи пядей во лбу. Увы! – прописные истины оказались очевидными не для всех. Для того, чтобы замахнуться на Эльдара нашего Рязанова, надо было обладать невероятным самомнением и запредельной жадностью – а именно эти качества всегда отличали Константина Эрнста и Тимура Бекмамбетова, готовых срубить капусты хоть с куста, хоть с телеграфного столба, хоть с книжки Лукьяненко… Приговор привели в исполнение в предпоследнюю неделю декабря: «Первый» решил не придерживать громкую премьеру до начала года и забабахать свой шедевр еще в две тыщи седьмом. Почему – речь чуть ниже.
Говорить о сюжете новоявленного шедевра не имеет смысла хотя бы потому, что заявленная в качестве сиквела история сиквелом как раз не является. «Ирония судьбы. Продолжение» – это чистой воды ремейк, еще одна «старая песня о главном». Единственная новость – расставание Жени и Нади; действительно, чего Рязанов с ними носился три часа кряду? Мир жесток и груб, характеры имеют значение, новогодних сказок не бывает, и нечего развешивать розовые сопли по еловым ветвям.
Тем не менее, первые впечатления от просмотра неожиданно теплы: даже ловкие ручки очумельцев с ОРТ не смогли запороть фирменного обаяния рязановской ленты. Та же музыка, те же лица, (пусть и постаревшие на тридцать с хвостиком лет), родные полосатые обои – и вот уже зритель утирает слезу, глупо ухмыляется и растроганно бормочет под нос что-то про «пиджак, серый в елочку, из Мосторга» и «а у вас ботиночки на тонкой подошве». Примерно то же творится и со съемочной группой: сценарно первая часть фильма являет собой абсолютную кальку старой «Иронии». Из общего настроя выпадает только ипостась Ипполита. Сергей Безруков привычно изображает Сашу Белого на службе у «Билайна», а поскольку бандиты актеру удаются много лучше поэтов, получается вполне сносно и даже забавно. Зато коллеги не подкачали: Лиза Боярская тужится выдать Брыльску, Константин Хабенский прилежно копирует мягковские жесты и интонации. Старая гвардия не отстает от молодежи. Прекрасно сохранившаяся пани Барбара органично выглядит в кадре; больше сказать о ней совершенно нечего. Андрей Мягков, не снимающий затемненных очков, убедительно играет тертую жизнью и лишенную функциональности мебель… Результат – как в знаменитом анекдоте про елочные игрушки: все вроде бы сияет, искрит и переливается, но радости от этого никакой.
Ближе к середине действие потихоньку обретает самостоятельность. Знаменитые шутки про «курицу или рыбу» уступают место прибауткам про ленивых стражей порядка и нетрезвых Дедов Морозов, словесные перепалки сменяются прыжками по крыше из сумрака на антенну и обратно. Куда в наше время без спецэффектов? В наше время без спецэффектов никуда. Другой вопрос – нужны ли они в романтической комедии, коей является «Продолжение»? Стреляющую «Аврору», падающего пограничника и целующихся в рапиде героев не спишешь даже на самопародию – мешает очевидная гордость, с которой киноделы потчуют зрителя всеми этими дивными дивами.
Сценарий, между тем, погружается в окончательный и бесповоротный мрак. Герои мечутся по Питеру (северную столицу, кстати, отчего-то снимали в Праге), несут всякую чушь и начисто забывают о мотивации. Жених Ипполит (простите – Ираклий!), рассекающий на «Тойоте-Камри» и запросто раздающий ценные указания гражданам с совершенно бандитскими рожами, вдруг бросает все и мчится лично налаживать работу станции «Билайн». Надя-младшая напяливает костюм Снегурочки и жалуется на загубленное новогодними стишками детсадовское детство. Лукашин-Хабенский то прикидывается пьяным, то натурально вырубается от одной-единственной стопки. Лукашин-Мягков деревянным голосом толкает Прочувствованный Монолог О Любви… Говорить о каком-то раскрытии характеров не приходится – просто нечего раскрывать. Единственный персонаж, чей внутренний мир создатели «Дозоров» сумели показать предельно полно и даже с некой феерией – майонез «Кальве»: им в «Продолжении» только что друг друга не поливают. Характерный бекмамбетовский продакт-плейсмент, хорошо известный публике еще по «Дозорам», в «Иронии судьбы» становится лавинообразным: мука, кофе, красная икра, мобильный оператор, пиво, косметика, таксомоторная фирма, производитель авто… Вдохновенье не продается? Только потому, что производитель шоколада «Вдохновение» жмется на рекламу!..
Чисто по-человечески Эрнста — Бекмамбетова можно понять: денег много не бывает, и удержаться от искушения заколотить лишнего практически невозможно. Однако всему есть границы. И дело даже не в том, что всеми любимую новогоднюю сказку изуродовали до неузнаваемости – глупости, совершенные от чистого сердца, в принципе, можно если не простить, то понять. «Ирония судьбы» благополучно пала жертвой холодного расчета, попыткой поверить гармонию прикладной экономикой. Спору нет, «Кальве» – хороший майонез, «Русское море» – неплохая икра, а «Тойота» – крутая тачка. И все-таки снимать фильм, в котором авто появляется в кадре чаще главного героя, и приурочивать премьеру ко дню открытия промышленной сборки «Камри» в Питере – это, право же, чересчур.
Не знаю, как вы, а я больше на Бекмамбетова не ходок: рекламу можно посмотреть и дома. И даже тратиться на билет не нужно…
row['name']