Сегодня:

Перевод стрелок

На широкие экраны вышел «Золотой компас» Криса Уайтца – экранизация первой части трилогии Филипа Пулмана «Темные начала».

Если 2006 год был крайне скуп на громкие премьеры (чуть разошлось только осенью, да и то – не считать же событием какой-нибудь невнятный «Дьявол носит Прада»), то в 2007 киноманы не успевали запасаться билетами. На ниве отечественного синематографа разродились Михалков и Звягинцев, Сокуров и Балабанов; за границей отметились Иньярриту, Верховен, Имоу, Тарантино, Родригес, Озон, Содеберг, Коэны, Земекес, Скотт. Весь год на широких экранах царило приятное жанровое разнообразие: помимо традиционного набора «боевик + фэнтези + комедия», зрителя баловали вестерном («Поезд на Юму»), комиксом («300»), историко-приключенческим кино («Слуга государев»), костюмной мелодрамой («Разрисованная вуаль»), язвительнейшей пародией («Планета страха») и даже 3D анимацией («Беовульф»). Но настоящий бум случился там, где его никто не ожидал – в сказках.
Судите сами. Сравнительно недавно на поприще волшебных историй для подростков и юношества подвизались разве что многострадальный «Гарри Поттер» (а после великолепной третьей части сериал откровенно регрессирует) и абсолютно выхолощенные «Хроники Нарнии». Сегодня на постановку сказок тратятся миллионы, в них с удовольствием снимаются не просто звезды, но признанные мэтры – Роберт де Ниро, Дастин Хоффман, Мишель Пфайфер, Сьюзен Сарандон. Что характерно, совершеннолетний зритель валит на новые релизы валом: фэнтезийная «Звездная пыль» и романтичная «Зачарованная» окупились чуть ли не в первую неделю проката; самые радужные перспективы и у комедийной «Лавки чудес» с Натали Портман. Спрос рождает предложение, предложение рождает тренд.
При общем обилии мультивозрастного сказочного продукта удивить публику становится все труднее и труднее. Голыми спецэффектами и визуальными красивостями уже не обойдешься: народ требует не просто зрелищ, но пищи для ума. В этом смысле решение кинокомпании New Line Cinema экранизировать «Темные начала» иначе как соломоновым не назовешь. Взрослые и дети зачитываются произведениями Филипа Пулмана уже двенадцать лет; его трилогия, не особенно раскрученная в России, за рубежом популярна почти как семикнижие Джоан Роулинг. «Северное сияние», первая часть цикла, получила Медаль Карнеги как лучшая британская сказка, а заключительная книга «Янтарный телескоп» стала единственным детским романом, удостоенным престижной Уитбредовской премии. Не удивительно, что New Line, сколотившая состояние на «Властелине колец», а потому не склонная недооценивать роль качественного литературного первоисточника, заинтересовалась «Началами» еще в 2002 году. Сперва сценарий заказали культовому драматургу Тому Стоппарду («Розенкранц и Гильденстерн мертвы»), однако впоследствии мэтра сменил Крис Уайтц, занявший также и режиссерское кресло. Осенью 2006 съемочная группа приступила к работе, а спустя год и несколько месяцев дорогостоящая махина «Золотого компаса» (лента обошлась студии почти в 180 миллионов долларов – как две части того же «ВК») была представлена на суд общественности.
Мир, открываемый зрителю «Темными началами», достаточно сложен и непривычен; никаких эльфов и гномов, населяющих традиционное фэнтезийное пространство, в нем нет и быть не может. Зато есть воздушные ведьмы, бронированные медведи-панцербьерны, а главное – деймоны, людские души, обитающие вне тела в виде животных. Разорвав связь между деймоном и его хозяином, можно превратить человека в живую куклу, существо без памяти, разума и воли. Именно такой эксперимент и затеяла группа ученых, близкая к Магистериуму – тоталитарному варианту католической церкви, строго регламентирующему все стороны жизни. Сотрудники Жертвенного Центра – жрецы – проводят опыты на детях, и помешать им может только один человек на свете – двенадцатилетняя девочка Лира. После того, как Лирин дядя, ученый и политик лорд Азриэл отправится в экспедицию на Север, малышка станет владелицей алетиометра – золотого компаса, указывающего истину. Вооруженное знанием дитя наворотит массу дел: разгромит полярную базу жрецов, разрушит планы могущественной и коварной миссис Коултер, устроит революцию в королевстве бронированных медведей и разыщет дядюшку, а помогут ей в этом благородный панцербьерн Йорек Бирнисон, техасский воздухоплаватель Ли Скорсби, королева ведьм Серафина Пеккала и целый цыганский табор. А в процессе путешествия честная компания выяснит, что истинное предназначение Лиры – одолеть великое зло, остановить апокалиптическую войну и определить будущее всего рода человеческого…
Как это обычно бывает с экранизациями, сравнения кинопродукта с оригинальным текстом не избежать, тем более, что фанаты книги забеспокоились задолго до выхода картины на экран. Трилогия Пулмана – даром что написана для подрастающего поколения – имеет ярко выраженный антиклерикальный окрас, а начиная со второго романа, в ней обнаруживаются еще и богоборческие мотивы. Безболезненно изъять эту составляющую нельзя. Агностическая философия для Пулмана – то же самое, что религия для Льюиса, а во что превращается лишенная евангельского подтекста «Нарния», мы все прекрасно знаем по диснеевской ленте позапрошлого года. New Line Cinema, чье будущее напрямую зависит от результатов проката «Компаса», к вопросу подошла с предельной осторожностью и предусмотрительностью. С одной стороны, сценарий максимально близок к тексту, с другой – все острые углы тщательно обойдены; пулмановский пафос вроде как и присутствует, но все больше между строк. Впрочем, говорить об окончательном переносе литературного богоборчества на целлулоид (или напротив – полном его провале) можно будет только к заключительной части трилогии.
Если оставить идеологический вопрос за скобками, не признать достоинств «Золотого компаса» трудно. Дигитальные эффекты и работа дизайнеров потрясают: при всей внешней необычности в специфический мир «Темных начал» веришь сразу и по-детски бесповоротно. Исключительно хорош местный Оксфорд – элегантнейшие костюмы, викторианские небоскребы и футуристические дирижабли будто сошли со страниц Уэллса. Северный полюс с его величественными панцербьернами и агрессивными воинами-тартарами и вовсе сказочно красив. Сцена, в которой Лира скачет по бескрайним снегам на белом медведе, сопоставима с полетом на гиппогрифе в «Узнике Азкабана»; учитывая непревзойденную репутацию Куарона по части киноживописи, такой комплимент дорогого стоит. Абсолютно натуральными выглядят многочисленные деймоны – благодаря отменной прорисовке движений и мимики, чудесные зверушки не просто украшают кадр, но приобретают ярко выраженную индивидуальность. Нарекания у публики постарше вызывает полное отсутствие крови – ее в фильме не проливается ни капли – но это уже издержки рейтинга, ничего не попишешь.
Многочисленные компьютерные диковины ни на секунду не отвлекают от актерской игры – безусловного козыря фильма. Самой большой удачей постановщиков оказалась юная исполнительница главной роли. Дакота Блю Ричардс, выбранная Уайтцом из десяти тысяч английских девочек в возрасте от 10 до 13 лет, запросто переигрывает даже своих знаменитых партнеров – для ребенка, не имеющего никакого актерского опыта, достижение поистину грандиозное. Море обаяния, предельная искренность, редкая убедительность: право же, смотреть «Золотой компас» стоит хотя бы ради этого дебюта. Весьма качественно лицедействует Николь Кидман. Опасная красавица Мориса Коултер, как и положено по книге, восхищает силой характера и умом и пугает запредельной жаждой власти. Дэниел Крейг (кстати, горячий поклонник книг Пулмана) органичен в качестве решительного Азриэла; правда, эта роль вряд ли потребует особых усилий до третьего раунда – пока не выяснится, что мятежный лорд – не кто иной, как сам Сатана… Весьма украшает ленту кратковременное присутствие Евы Грин (Серафина Пеккала) и Сэма Эллиота (Ли Скорсби). Англоязычные зрители также могут насладиться густым басом Йена «Гэндальфа» Маккелена, озвучившего медвежьего принца Йорека; русская публика этого удовольствия по понятным причинам лишена.
Все это великолепие портит одно-единственное обстоятельство. Затраты на производство картины оказались столь велики, что будущее New Line Cinema – а, стало быть, и двух оставшихся частей «Темных начал» – напрямую зависит от кассовых сборов. Между тем ведущие христианские организации Америки развернули кампанию против «Золотого компаса», а 60 кинотеатров наотрез отказались прокатывать «атеистическое зрелище». Публика, впрочем, фильм Уайтца смотрит охотно: на носу каникулы, и душа требует чего-нибудь красивого и увлекательного. Что победит – зрительский интерес или религиозная пропаганда – станет ясно только в следующем году.
row['name']