Сегодня:

Берегись хама!
К сожалению, среди водителей автобусов ПАХа встречаются водители бессовестные, грубияны, причем часто — старшего поколения, которые сами (придет время) будут пользоваться льготами при проезде в транспорте. С такими водителями мне приходилось встречаться много раз. Расскажу об одном случае.
7.12.07 (в мой день рождения — мне исполнилось 77 лет) я сел в автобус 11-го маршрута (Азовский рынок — Донской) на пр. Платовском (пересечение с Московской), чтобы проехать до рынка, по существу — одну остановку. Показываю водителю Единый проездной талон розового цвета (без фотографии) и др. талон — билет на льготный проезд с фотографией, которыми всегда пользуюсь при поездке по городу и даже на поселки, в том числе и по 11-му маршруту. 4 раза пользовался этими документами и в этот день. И вдруг слышу брань: «Выходи из автобуса, иначе вытолкну. Где твое ветеранское удостоверение?!» Я пытался объяснить, что ветеранское удостоверение при потере или изнашивании не восстанавливается, а фотография на указанном выше талоне — давности 2-3 года в отличие от фото на удостоверении ветерана труда (которое выдано в 1996 году вместо временного удостоверения).
Конечно, я не вышел из автобуса. И увидел, как водитель-грубиян тут же пропустил в автобус около 10 пассажиров и ни одному не дал билета. Такую же картину я наблюдал в Ростове на общественном и частном автотранспорте, в лучшем случае у водителя на стойке висит рулон билетов и каждый желающий может оторвать себе билет. Я проехал по ул. Садовой от пер. Братского до пригородного автовокзала и почти не видел желающих оторвать билет.
По описанному случаю с автобусом 11-го маршрута я беседовал со старшим контролером ПАХа. Надо сказать, беседа была очень доброжелательной. Он оказался выпускником НПИ 1972 года выпуска (я работаю в НПИ 50 лет). Готов был к беседе и зам. директора ПАХа по перевозкам, который также выпускник нашего вуза. По госномеру автобуса Х-374 НР 61 старший контролер назвал мне фамилию водителя: А. Кравченко, работает в ПАХе 30 лет. При этом он пытался меня убедить, что проездной талон с фото «мы отменили», но соглашался, что водитель не имел права хамить и тем более присваивать себе деньги за не врученные билеты. Жаловался он на трудности водителя, когда тот должен продавать билеты в переполненных автобусах. Я, конечно, указал на порядочность и честность многих водителей, например, маршрута №15 (в выходные дни курсирует по маршруту «Аз. Рынок — х. Татарский»), автобусы по другим маршрутам от Азовского рынка, особенно автобусы дачных маршрутов — №№ 6, 7,8.
К сожалению, водители-грубияны и кондукторы-хамы встречаются не только в автобусах, но и в трамваях. Однажды молодая, одетая по моде кондуктор чуть было не выталкивала старенькую больную старушку, которая показала ей удостоверение опекуна больного (инвалида 1-й группы) мужа и тут же не давала билеты пассажирам, отказывающимся от билетов. Когда я вступился за обиженную до слез старушку и стал говорить кондуктору, почему вы присваиваете себе деньги трампарка, ведь из-за невыполнения плана он терпит убытки (а этот транспорт убыточный), она в грубой форме заявила, что у нее маленькая зарплата. Я предложил ей поменять место работы. Но, думаю, что она продолжает работать в трампарке, ведь штраф за невыполнение плана кондуктора мизерный по сравнению с ее дополнительным «заработком».
Я редко езжу в Ростов на автобусе (здесь, конечно, обязательно нужно предъявлять удостоверение «Ветерана труда» и упомянутый Единый проездной талон розового цвета). Я спросил у старшего контролера ПАХа, если проездная ведомость закрыта, могу ли я войти в автобус с указанными документами. Он ответил, что этого делать нельзя, т.к. по указанным в ведомости льготным билетам ветеранам ПАХ получает дотацию. Но водитель не прав, сказал мне старший контролер ПАХа, когда тут же на стоянке автовокзала в присутствии посадочного контролера пропускает за наличные деньги до 10 пассажиров, не говоря уж о пассажирах при отъезде автобуса от стоянки еще на территории автовокзала и по дороге в Ростов. Иногда автобус переполнен, даже случалось, что загорался мотор от перегрева зимой в 5 км от Новочеркасска (тогда большинство людей уехали на такси).

Мои предложения руководству ПАХа и трампарка:
1. Обязательно в автобусе (трамвае) должны быть вывешены ФИО водителя (и контролера) и номер телефона, по которому можно обратиться с жалобой или с благодарностью за хорошую честную работу сотрудников транспорта.
2. Ввести, как когда-то было, общественных контролеров, имеющих документ и право на проверку злоупотреблений водителей и контролеров.