Сегодня:

Меньше добра и тепла стало на Дону: на 59-м году ушел из жизни добрый и светлый Человек – сын, муж, отец, дед, брат, дядя, племянник, друг, выпускник 1971 года энергофака НПИ, рачительный руководитель, крепкий специалист-энергетик, энциклопедист, тонкий юморист — потомственный донец Василий Михайлович Степанов.
Преждевременно, не вкусив, в полную, радости от внуков, от расправляющейся страны, от своей дачи … Тяжело болея последние года три-четыре, поддерживаемый подвижницей-супругой и детьми, по сути, не выходя из квартиры, он не сдался и не потерялся: был в курсе дел РЭСа, Новочеркасска, НПИ, знал и обсуждал новинки литературы, переживал со страной за сборные по спорту, вместе с ней негодовал на эпатажную Ксюшу … В эти годы их квартира напоминала и штаб, и исповедальню …
Сын орденоносца, шахтинского учителя истории Михаила Васильевича, на фронте – капитана, командира батареи, дважды входившей в число 15 первых, форсировавших и закрепившихся на правых берегах Днепра и Эльбы, но вопреки установленным тогда «расценкам», ввиду несговорчивости, получивший две Красных звезды, а не две звезды Героя, на всю жизнь сохранил завет отца, что люди важнее власти. Видно, поэтому и Василий не взлетел до московско-чубайсовских высот, а стал радетелем своих: семьи, друзей, работников электросетей. Взлетают-то, в основном, всегда согласные … При этом он не был душечкой, а мог и матерком, по надобности, сыпануть, невзирая на должностные лица … (Так было в конце семидесятых, когда после «диалога» со вторым секретарем обкома КПСС во время авральной работы по устранению аварии на высоковольтных сетях в пойме Дона, замначальника Багаевских электросетей Степанов В.М.вернулся на базу уже просто инженером-релейщиком. Но рабочие перекусили в дождь горячей пищи …).
До последних дней болезни каждый День Победы он накрывал стол однополчанам отца в Шахтах, с обязательной, где-то, песней «… выпьем за тех, кто командовал ротами…».
Он жил широко и открыто, размашисто, как подобает сильным и крупным натурам: школьник – член сборной юношеской г. Шахты по волейболу; студент – здесь полный джентльменский набор тех лет, создавших ему общеинститутское признание – стройотряд (включая, поездку в Польшу), комсомол (председатель комсомольского прожектора НПИ), вечера поэзии (больше слушал, но и сам пробовал), победитель конкурса бальных танцев; специалист – от рядового инженера до руководителя крупного подразделения системы Ростовэнерго.
На траурной панихиде звучали слова, характеризующие и раскрывающие многочисленным прощающимся грани жизни Василия Михайловича:
— «Он был душой группы, объединял и вдохновлял нас и после института» — однокашники;
— «Он сохранил от развала Новочеркасский РЭС в трудные для страны девяностые годы» — технический руководитель Ростовэнерго;
— «Он ни разу не сорвал энергообеспечение населения и промпредприятий города» — бывший зам мэра Новочеркасска;
— «У нас представляли квартиры работникам РЭС в девяностые годы, и он радовался нашей радости, когда мы получали квартиры» — работница РЭС;
— «Он был в курсе всех наших проблем и, без просьб, принимал в них участие словом, душой, материально» — друзья.
Кто-то из великих сказал, « … из жизни уходящие нам оставляют: кто свои дела, а от кого останутся лишь ящики, лишь ящики, да мертвые тела». Дополним великих, что ко всему Василий Михайлович оставил на Земле свою светлую душу в наших сердцах.
Вечная память тебе, Василий Михайлович! Вечная светлая и святая печаль нам, тобой осияненным!