Сегодня: 19 апреля 3828, Суббота

… Белая «Газель» несется навстречу своей незавидной судьбе. Нарастающий вой мотора. Лобовой удар. Машина подпрыгивает. Опускается. Разлетаются осколки, и потом несколько секунд тишина… Свидетели молчат, потрясенные увиденным.
Позднее авторитетная комиссия все подсчитает и выяснит, что в момент удара «Газель» разогналась до скорости 54,8 км/ч. Не очень большая скорость, но какой печальный результат: из семерых находящихся в машине двое оказываются умершими на месте, двое явно не дотянут до больницы и ещё трое на всю оставшуюся жизнь инвалиды…
Всем нам уже давно полюбились маршрутные такси. Маленькие, шустрые автобусы ждать приходится недолго, едешь при этом с относительным комфортом, недорого и быстро. Но вот водители других автотранспортных средств маршрутников очень не любят. Для них эти микроавтобусы – настоящая головная боль. Водителей маршруток джентльменами дорог не назовешь. Они, соревнуясь друг с другом, всегда несутся, как оглашенные, не оглядываясь, что там сзади. Перестраиваются из ряда в ряд, подрезая другие автомобили. Останавливаются неожиданно и где попало. Игнорируют сплошную разделительную полосу и проскакивают светофоры исключительно на желтый либо мигающий свет светофора. Пассажирам в салоне тоже бывает несладко.
Во-первых, некоторые водители устанавливают дополнительные сиденья, что не придает комфорта. Во-вторых, берут пассажиров даже сверх имеющихся мест, некоторые едут стоя (если рост позволяет), некоторые на корточках. Последний вошедший на остановке пассажир, как правило, вынужден балансировать, чтобы не расквасить себе нос и не выткнуть пальцами глаза другим, потому что водители не ждут, пока этот «конкретный пассажир» протиснется сквозь салон и сядет.
Почему они себя так ведут, понятно и ежу. Больше скорость – больше пассажиров, больше денег. Им есть смысл рисковать. Но почему при этом риск быть погибшим должны с ними разделять пассажиры?
Вопрос безопасности пассажиров «Газелей» перестает быть риторическим и обретает реальные формы. Если долгое время с маршрутками не случалось аварий, то это не значит, что так будет всегда. Если маршрутников не пугнуть, будут и жертвы.
Но водителями маршрутных такси пусть занимаются инспектора дорожной полиции, а мы расскажем пассажирам, что из себя в плане безопасности представляет «Газель».
Начнем с того, что сиденья, их расположение и крепление в «Газелях» никаким европейским нормам безопасности не отвечают. Российские инспектора Госстандарта пошли навстречу производителям этого автомобиля и снизили требования.
Вы еще помните начало статьи? Так вот, два трупа и пять искалеченных пассажиров – это всего-навсего напичканные датчиками манекены, так называемый «Крэш-тест», проведенный экспертами журнала «За рулем». Этот тест наглядно подтвердил, что «Газель» как маршрутку применять нельзя. И ее производители с этим согласились. В данный момент ГАЗ производит новую модификацию маршрутного такси по всем требованиям безопасности. В Москве уже полным ходом идет смена автопарка маршруток. Но нам-то от этого не легче, нам продолжать ездить на том, что имеется. Поэтому надо хотя бы знать, как выжить в салоне этого авто…
«Крэш-тест» показал, что водитель, который спешит набрать побольше пассажиров, рискует остаться без ног. От удара руль машины ушел вверх почти на 50 см при норме безопасности всего 80 мм. Но, как ни странно, именно это и спасло жизнь «водителю» – его просто затолкало ударом под рулевую колонку. Но сказать, что он отделался легким испугом, нельзя – ему оторвало левую кисть руки. И педалями, которые ушли в салон на те же полметра, ему сломало голени в районе стопы и в районе колена.
Если бы на переднем сиденье рядом с водителем сидели еще два пассажира, как это обычно бывает в часы пик, то им тоже пришлось бы ходить на костылях. Два пассажира, сидевших в салоне рядом с входной дверью, погибли. Учтите это, уважаемые читатели и, если есть свободные места, выберите их. Пассажир, сидящий непосредственно за водителем спиной к нему, получил травмы, не совместимые с жизнью.
Пассажир, сидевший на последнем сиденье напротив прохода, пролетел при столкновении через весь салон и, дважды ударившись головой, протаранил перегородку салона и сломал шею. Легче всех отделались пассажиры, сидящие сзади и надежно укрытые спинками впереди стоящих сидений. У них всего лишь переломы ребер и вывихи суставов.
В «Газелях» можно часто видеть, как сидящий с краю пассажир не хочет подвинуться к окну, чтобы уступить место еще одному пассажиру. И новенький, скрипя зубами, протискивается к окну сам. А зря. Как оказалось, именно там у окна, за спинкой сиденья, самый большой шанс выжить в «Газели» в случае аварии.