Каждый из нас, отдавая свои кровные за товар или оплачивая услугу, рассчитывает на честный обмен, ведь деньгито он отдаёт настоящие, значит и товар должен быть качественным. Это в идеале, но часто мы сами себя обманываем, оплачивая вещь, место которой в мусорном контейнере.
Виктор Иванович в очередной раз сжёг чайник. Поставил его кипятить, а сам засмотрелся в телевизор. Вода в чайнике выкипела, он раскалился почти докрасна и стал «стрелять» внутренними наслоениями накипи.
— Ну что же ты делаешь, папа, так и до пожара недалеко, — журила Виктора Ивановича пришедшая к нему дочь Светлана, — ты посмотри, кухня полна чада, давай скорей окно откроем.
— Да сам не знаю, как получилось, — смущенно говорил отец, — забыл, понимаешь…
— А вообще, этой железке давно уже место на свалке, — сказала Светлана, вынося дымящийся чайник на балкон, — я тебе дам денег, а ты пойди и выбери себе электрический. Тот уже не выкипит, он сам отключается.
— Да ладно, мне и этот сгодится, помою его, почищу, — оправдывался Виктор Иванович.
— Нет уж, — решительно сказала дочь, — чистить этот металлолом не надо. Говорю тебе: пойди и купи нормальный современный чайник.
На следующий день Виктор Иванович отправился за покупкой. Сначала он зашёл в магазин бытовой техники, поинтересовался ценами, присмотрел себе красивый белый чайник. Потом, по обыкновению, двинулся на рынок. Там точно такой же, стоил на 400 рублей дешевле. «Зачем платить больше?» — вспомнилась Виктору Ивановичу строчка из рекламного ролика.
— Вы чайничек хотите взять? — спросила продавщица, заметив интерес в глазах потенциального покупателя, — берите, мужчина, не сомневайтесь. Хороший чайничек, сама таким пользуюсь, у нас и гарантия есть. Вы какого цвета хотите? Белый? Берите. Гарантию я вам сейчас отмечу, а если что, мы всё время здесь торгуем.
Виктор Иванович чайник купил и, действительно, сразу же оценил его удобство. Всего пара минут и почти два литра воды бурлят. А как только чайник закипает, то сразу отключается, да при этом ещё и сигнал подаёт, громко звякает.
Красотой и удобством «самовара XXI века», как окрестил свой новый чайник Виктор Иванович, он наслаждался чуть больше двух месяцев. В одно недоброе утро «самовар» забастовал, не пожелал исполнять свои прямые обязанности, прощё говоря, не включился. Тщетно пощёлкав выключателем умершего красавца, Виктор Иванович вскипятил воду для чая в кастрюльке, а потом извлек с антресолей коробку своей покупки (благо, он её не выбросил), уложил туда чайник и отправился на рынок.
Знакомая палатка с электроприборами стояла на прежнем месте.
— Я у вас чайник два месяца назад покупал, — обратился к продавщице Виктор Иванович, — да вот он что-то сломался, не включается. Вы говорили, что гарантия…
— А талон у вас сохранился? Дайте его сюда, — ответила продавщица, — ну вот видите: гарантия один месяц. А вы через два пришли.
— Как — месяц? — удивился Виктор Иванович, — я читал в инструкции, что изготовитель даёт 12 месяцев гарантийного срока.
— Ну, мало ли, что он там даёт, — возразила продавщица, — а мы даём гарантию только на месяц. Вот я вам тут в талончике и написала: 1 месяц, и дату продажи поставила. Всё по-честному. Теперь я вам ничем помочь не могу. Не повезло вам, некачественный чайник попался. Если хотите, могу дать адрес мастерской, может, его смогут отремонтировать. Думаю, там или спираль сгорела, или выключатель сломался.
В мастерскую Виктор Иванович не пошёл, а позвонил дочери.
— Не расстраивайся, папа, — сказала отцу Светлана, — давай я проконсультируюсь в Управлении торговли.
Специалисты Управления, осмотрев гарантийный талон злополучного чайника, ситуацию поняли быстро. Продавец был приглашён на беседу и ему зачитали выдержку из Закона о защите прав потребителей:
Статья 5. Пункт 6. Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя, установленные статьями 18 и 29 настоящего Закона. (Ремонт, замена, возврат денег).
7. Продавец вправе установить на товар гарантийный срок, если он не установлен изготовителем. Если гарантийный срок установлен изготовителем, продавец вправе установить гарантийный срок большей продолжительности, чем гарантийный срок, установленный изготовителем.
Это значит, что если изготовитель установил определённый срок гарантии на товар, то продавец не имеет права его уменьшать по своему усмотрению. Пожелает увеличить? На здоровье, а меньше — ни-ни! В талоне на чайник «срок гарантии 12 месяцев» был исправлен на «1 месяц», что явно противоречит закону. Кроме того, уменьшение срока гарантии продавцом должно насторожить покупателя. Скорее всего, реализатор, делая это, знает, что товар у него некондиционный. Возможно, уже было несколько случаев его возврата. Не исключено, что такой товар и вовсе контрафактный, или, проще говоря — поддельный. Тогда всё понятно — небольшой срок гарантии и низкая цена соответствуют такому же низкому качеству товара. Хотя, бывают, конечно, и исключения из этого правила.
…История закончилась тем, что продавец вернула Виктору Ивановичу деньги, и тот купил себе чайник новый. Кстати, там же на рынке, но уже в другой палатке, где цена была выше, но и гарантию на товар давали по полной программе. Этот «самовар XXI века» исправно работает у Виктора Ивановича уже второй год.
Материал подготовлен совместно со специалистами Управления торговли и бытового обслуживания