Сегодня:

Вместе планируем перемены
(Окончание. Начало в «ЧЛ» № 42, 43).

ИЗ ОТЗЫВОВ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
Тоита Газиева:

— Я для себя очень много взяла. Не только для работы, но и для себя лично. А по работе… У меня были два мальчика-близнеца, мне было очень трудно с ними. Если бы я тогда знала то, что сейчас получила на семинаре, было бы гораздо легче. Я бы сейчас совсем по-другому с ними разговаривала.
Очень хорошо, что при обучении теория подкреплялась практикой. Вначале был фундамент, а потом дом на нем выстраивался.

Хеда Махмудова:
— Было тяжело, но было очень интересно работать. С утра до вечера работаешь, но только когда приходишь к себе в комнату вечером, понимаешь, что устал. На прошлом, реабилитационном семинаре психологи Галя с Наташей показали нам некоторые приемы, которые посоветовали в отношении детей не применять. А сейчас дали весь тот материал, который мы можем включить в воспитание детей.
Самая важная тема – это толерантное отношение друг к другу. Я раньше думала, что в некоторых случаях я была очень толерантна к окружающим. А на этих занятиях поняла, что была интолерантна – и не только к окружающим, но и к своим детям. Я приеду домой совсем другая и буду над этим работать. Я объясню своим детям, что это — от большой к ним любви: я хотела, чтобы они у меня были лучше всех. Объясню уже как психолог, с точки зрения психолога – чему научили.

Мадина Шамилева:
— Больше других меня затронула тема как победить насилие, потому что насилия очень много в нашем обществе. И дети абсолютно не виноваты в том, что взрослые проявляют к ним насилие. Самое главное, что нас научили распознавать это насилие, и мы постараемся предотвращать его – в школе, дома, на улице. Дети должны почувствовать свою защищенность. Я когда приеду домой, хочу дать побольше любви своим…

Эльза Шукуева:
— Для меня был очень сложный семинар. Очень много теории, лекции читали люди очень образованные. Я пыталась слушать в четыре уха! Тема «Ребенок-семья-школа», их взаимоотношения — для меня самые полезные.

Ирина Марченко:
— Выводы: я хочу помогать детям, и помогать им профессионально. Это первое. Второе: зная свою неуемную общественную деятельность, хочу поднять на это общественность, чтобы делать это всем вместе.

Джамбулат Джамалдинов:
— Самой важной для меня темой была толерантность. Это очень важная часть нашей жизни, потому что сплошь и рядом эти знания, этот подход нужно применять. Терпимость нам очень нужна!

МЫ ИДЕМ ВСТРЕЧАТЬ СОЛНЦЕ!
Кисловодск. Проект «Вместе планируем перемены». Третий семинар – обучающий (стратегическое планирование и социальное проектирование).

Вообще это полное безобразие! Только приехали, с поезда (а чеченцы вообще из маршрутки), целый день занимались, устали, не выспались. До завтрака, до бассейна, до всех удовольствий, которые (в свободное от занятий время) сулит роскошный санаторий «Плаза»! В половине седьмого утра мы выходим в парк, чтобы лезть на какую-то гору – встречать солнце!
Мы, несколько человек участников семинара, не одни: вместе с нами, виток за витком по тенистым аллеям, поднимаются вверх молодые, пожилые и очень пожилые люди. А некоторые уже спускаются обратно!
Но вот и мы наверху. Солнца еще не видно, но оно уже освещает часть огромного, бескрайнего, рукотворного кисловодского парка. Ближе к горизонту ему на смену приходят абсолютно лысые, плоские горы. А за ними – две снежные вершины – красавец Эльбрус. Глаз отвезти невозможно. С нами вдаль смотрит Михаил Юрьевич Лермонтов – памятник создан действительно талантливым скульптором.
Надышавшись чистейшим воздухом, спускаемся назад. Кормим с ладоней синичек. Замираем: белки! С нами весь путь проходит Татьяна Роман — куратор программы EIDHR Представительства Европейской Комиссии в России, приехавшая своими глазами посмотреть, как идет реализация проекта.
Переодеваемся, завтракаем и садимся в привычный круг: начинается второй день семинара.
Накануне психолог Наталья Беликова сказала:
— Наш проект длится уже 9 месяцев – пора ребеночку родиться. Кто родился у нас? Нарисуйте этого малыша, наделите его чертами характера.
На четыре группы родились: две девочки, один мальчик и … Цветик-семицветик: символ исполнения желаний.
— Нас раскрыли, — пояснила Ольга Кольцова, — научили любить себя. Но настоящее счастье испытываешь, когда делаешь что-то не для себя – для других!
Учителя рассказывают о переменах, которые произошли с каждым за время с начала проекта. Просто удивительно, что все это обошлось без вмешательства волшебной палочки!
— Я научилась ценить людей.
— Научилась отстаивать свое мнение.
— Восстановила семью!
— Сын закончил с отличием университет. Отметили с мужем серебряную свадьбу.
— Мне предложили защищаться на высшую категорию.
— Научился управлять эмоциями. Раньше не терпел мнения подчиненных….
— Сын перестал заикаться!
— Выиграла президентский грант.
— Ездила на встречу с одноклассниками. А они мне: какой ты стала свободной!
Вот такие, измененные-обогащенные-обученные, все вместе учителя набрасывают темы для обсуждения на будущей конференции, которая пройдет поздней осенью в Ростове-на-Дону.
«Толерантность учителя», «Пути преодоления профессионального выгорания», «Меняется учитель – меняется мир», «Социальное здоровье педагогики России», «Возможность открытого пространства творческого общения учителя»… Кто-то уже готов выступить с высокой трибуны, кто-то поспорить за «круглым столом».

РАЗВЕРНУТЬ РАКА ЛИЦОМ К ТЕЛЕГЕ?
Еще один «урок рисования» — образование, как оно есть.
Первая группа видит его куском торта – национальный проект красив, но чтобы он стал вкусен, нужно заменить наполнители.
Во второй группе образование – подопытная мышь: экспериментируют, кому ни лень. Сверху – жирный кот: Министерство образования. Даже когда «мышь» раскрутилась (обруч на талии), пережмут хвост (выразительная прищепка). Что делать? Изменить учебники, программы, чтобы им «добро» давали сами учителя. И повысить статус учителя, чтобы он чувствовал себя человеком.
Из искры возгорится пламя – еще один взгляд художников. Но чтобы возгорелось, нужен доступ воздуха: финансирование, социальная поддержка и возобновление работы педагогического сообщества. «Это мы сегодня», — поясняет Галина Шпак.
Лебедь – педагогическое творчество, Рак – управление, Щука – реальность. И все – по дедушке Крылову: телега (образование) – ни с места. Развернуть Рака лицом к телеге, разгрузить телегу от лишних бумажек и заменить Щуку на рабочую лошадь – и тогда все взлетит на такую высоту!
Последний рисунок – тонущий корабль. Хотя авторы утверждают, что он не тонущий. И можно приложить усилия, привлечь молодых педагогов – и он выплывет! Пока же его тянут на дно многочисленные указы…
Наверное, реальный выход (пока) – это творчество самих педагогов. Это самое педагогическое сообщество, о котором говорила Галина Шпак. Психологи рассказывают учителям о супервизорской сессии, когда группа профессионалов обсуждает (возможно, решает) проблему.
А вот и проблема, которой делится Офелия Акопова: мальчик в 4-м классе, бабушка-опекун. Мальчик пропускает занятия, попал под влияние дурной компании старших.
Члены группы – супервизоры задают Офелии вопросы, а потом каждый излагает свой взгляд на вещи: «Я бы поступил вот так…» И человек, который попросил совета, может попробовать их применить, а может, просто сказав «спасибо», найти свой выход. Но, вероятно, он будет подсказан именно здесь – в доброжелательной, деликатной обстановке супервидения.

ВМЕСТЕ ПЛАНИРУЕМ ПЕРЕМЕНЫ
От названия проекта никуда не уйдешь: о стратегическом планировании и социальном проектировании рассказывает координатор Союза «Женщины Дона» Валентина Череватенко. Собственно, все это базируется на трех китах:
— Перспектива – представление о том, какими мы хотим стать в будущем (она отражает и наше назначение как организации, и наши цели);
— Цели – сформулированные в общем виде желаемые результаты, к которым мы стремимся. (Они являются долговременными, могут изменяться в процессе развития, никогда не достигаются окончательно. Приближаясь к достижению целей, мы тем самым приближаем к себе желаемое будущее);
— Задачи – конкретные результаты, которых мы добиваемся на пути к нашим целям (вехи на нашем бесконечном пути к достижению целей).
Два дня участники семинара учатся формулировать цели, задачи, обрисовывать механизмы – словом, пытаться создать социальный проект. Проект, реализация которого должна укрепить дружбу или познакомить школьников с другой культурой, научить защищать права или помочь детям-сиротам — силами общественности сделать то, до чего у государства руки никак не доходят!
Не так-то все это просто, но…
С соседкой по номеру Викторий Михайловой, учительницей из Чеченской республики, делюсь вечером конкретной идеей: нам можно с вашей станицей Шелковской сделать реальный проект. Через пять минут в нашем номере коллеги Вики: Лена Байгельдиева и Юля Павлова. Проект рождается всерьез, мы обсуждаем детали.
На улице меня, Марину Некрасову и Ингу Дудик из Новочеркасского ЦЭВа перехватывают Шумисат Хажмухамбетова и Эльза Шукуева. Мы вышли просто погулять, но Шумисат хочет срочно найти деньги для своих девочек – маленьких дзюдоистов, которым нужна форма и средства ездить на соревнования. Обсуждаем на лавочке возможный новочеркасско-чеченский проект…
На следующий день оба эти проекта представлены на занятиях: вносятся уточнения, просчитывается бюджет. Кто знает, может, действительно, рожденное на семинаре воплотиться реальным делом? И протянут друг к другу руки учителя и дети России и Чеченской республики? Сблизятся души, откликнутся на добро сердца. Тоненькая тропиночка, проложенная проектом «Вместе планируем перемены», станет широкой дорогой этих перемен.

… На нулевом этаже санатория «Плаза», где занимались участники семинара, находилась детская комната, полная игрушек и разных удовольствий, для малышей, чьи мамы и папы проходили лечебные процедуры. Дверь там была стеклянная, и мы, выходя на «перемену», всегда видели, как там возится детвора. Одна картинка осталась у меня перед глазами.
«Бородатый чеченец» — наш Джамбулат Джамалдинов, психолог из Грозного, приложил к двери руку – все пять пальцев. А с другой стороны русский малыш, годика три, тянет свою ручонку к руке взрослого. Дотянулся! И через стекло их пальцы совпали. Малыш смеется, а у Джамбулата в глазах – счастье! Много ли надо, чтобы люди понимали друг друга?

Проект закончен — перемены будут
2-3 ноября 2007 года в Новочеркасске состоялась заключительная конференция проекта «Вместе планируем перемены» — «Педагогическое сообщество в процессе постконфликтного примирения: от сотрудничества к сотворчеству». Она явилась завершающим мероприятием проекта и стала очередной ступенью диалога между школьными учителями Чеченской республики и Ростовской области, способствовала переходу от знакомства, взаимного обсуждения широкого круга проблем к совместному педагогическому и социальному творчеству, направленному на преодоление негативных стереотипов, на создание фундамента межнациональных отношений, основанных на взаимном уважении и терпимости.
Во время конференции учителя из Чеченской республики и Ростовской области продемонстрировали свои профессиональные достижения, поделились с коллегами методическими находками, позволяющими воспитывать у детей навыки бесконфликтного, толерантного общения.
В рамках конференции прошли «круглый стол» и мастер-классы педагогов – участников программы, состоялась презентация фильма о проекте «Вместе планируем перемены».
В конференции приняли участие преподаватели Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Сюрпризом стал приезд из Швейцарии доктора Ноа Занолли, которая провела семинар «Практические подходы к преподаванию ученикам и преподавателям навыков посредничества и разрешения конфликтов».