Сегодня: 19 апреля 7686, Пятница

Вместе планируем перемены
(Продолжение. Начало в «ЧЛ» № 42 от 25.10.2007 г.).

Между прочим, в словаре адыгской этики есть определение: толерантный человек – это человек с длинным горлом. Гнев не должен успеть выйти наружу прежде, чем ты не оценил ситуацию, не понял, что проблему можно решить по-другому, мирно, без обид и насилия. Независимо от того, к какой национальности, религиозной конфессии — словом, роду-племени принадлежит твой собеседник, партнер, оппонент, противник.

ПОССОРИТЬСЯ ИЗ-ЗА НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЛЕСА?!!
Кстати, о племенах. В суровое прошлое человечества психологи отправили учителей, предложив игру «Два племени». Заняв два зала, те придумывают себе легенду.
В большом племени – только женщины. «Кто мы? Какие?»
— Вегетарианцы?
— Людоеды!
— Добрые, добрые, но кровожадные!
— Сильные, потому что слабые не могут выжить в лесу.
— А иностранцы есть?
— Откуда? Их давно съели!
Меньшему племени достался единственный мужчина – Нажемуди.
— Какие у нас хижины? Глинобитные или шалаши?
— У нас должны быть правила общежития – законы: уважение к старейшинам…
— Жрец у нас будет?
— Конечно!
— И разделение труда: мужчина занимается охотой, женщины – собирательством, а старики учат молодых жить.
Возвращаемся в первый зал. В чисто женском обществе, конечно, женские разговоры:
— А одеты мы как, племя?
— С иголочки! Одежды из шкур шьет племенной портной.
— А еду как делим?
— По весу.
— Тогда вам ничего не достанется!!! – пугаются за худых упитанные.
Обсуждение прерывает Н.К. Беликова, предложив обоим племенам отправиться на охоту.
На охоте племена встретились – и разошлись. Теперь им задание: написать чем «они» отличаются от «нас».
Первое, чисто женское, племя:
— Их меньше, чем нас.
— У мужчины столько женщин, сколько он может прокормить!
— Кровожадных среди них нет…
— Они более организованные, потому что у них вожак – мужик.
Второе племя – с мужчиной:
— Агрессивные: там была одна, она все время грозила!
— Они сырое мясо едят, точно!
И чисто мужской взгляд:
— У них нет лошадей – у них слишком ровные ноги.
Новую задачу ставят психологи:
— Два племени. Остров один, лес один, грибы одни. Мужчина один… На чем будем основывать раздел леса?
— Мы готовы им помочь, предлагаем объединиться, — решает первое племя.
Второе относится к предложению взвешенно:
— Мы на охоту, они на охоту. Вместе будем сильнее: можно объединиться, чтобы охотиться на крупных животных.
— И отражать врагов!
Первое племя отрабатывает запасной вариант:
— Если они откажутся, делим лес.
Племена, возглавляемые Ладой Козловой и Нажемуди, встречаются, надо понимать, на поляне. И что-то объединения не получается…
— Нам ничего не стоит прогнать вас на край территории, но мы предлагаем объединиться, чтобы вы были под нашей защитой, — заявляет Ладино племя.
Члены племени Нажемуди, понятно, обижаются. На такие условия они не согласны!
— Как легко поссориться из-за ничего, — констатирует Наталья Беликова, — из-за несуществующего леса…
Игра завершена. Учителя возвращаются в настоящее. И делятся самыми настоящими чувствами и эмоциями.
Елена Байгельдиева:
— Я чувствую обиду: со мной не хотят объединяться.
Елена Греченкова:
— Мне страшно с ними объединяться, они вызывающе себя ведут. Меня угнетает чувство унижения.
Марина Газакбиева:
— Я подумала: жаль, что я не в том племени (они тихие такие, а мы агрессивные). Я, когда они лягут спать, перейду к вам. Я внутренне такая, как вы. Мне стыдно за агрессию.
Елена Греченкова:
— Я испытываю удивление, как меньшая группа не подчиняется предложению большинства. Восхищаюсь!
Светлана Пономарева:
— Я рада, что все мирно завершилось.

ДОСТУЧАТЬСЯ ДО УМА-РАЗУМА.
Почему-то эти слова, про ум-разум, записаны в моем блокноте рядом с другими: «Снизить уровень агрессии». Наверное, кто-то из учителей произнес их, услышав названную психологами тему очередного занятия: «Работа с агрессивными детьми». Учитывая агрессивность «племени» накануне и переживания миролюбивых островитян, тема была более чем актуальна.
Н.К. Беликова дает 4 основные правила, как вести себя педагогу с такой детворой:
1. Заставить физически работать («Помоги, пожалуйста, отнести стол…»).
2. Юмор, смех (рассмеяться всем, вместе с агрессивным человеком. Но не НАД ним!)
3. Угроза (агрессия в ответ на агрессию: «Вызову родителей»).
4. Физическое воздействие (встряхнуть).
После маленького теоретического вступления участники семинара получают задание: написать письмо к взрослым от имени агрессивного ребенка. Учителя вспоминают свои конкретные ситуации – письма получаются более чем убедительными. Оказывается, взрослые прекрасно могут войти в роль ребенка и своими словами высказать его тревоги, его боль. А понять другого – это уже ой как много!
А теперь давайте порисуем. Впрочем, особых талантов тут не надо. Нужно просто взять один лист бумаги и закрасить его вдвоем: кто сколько успеет. Две кисточки, две краски. Упражнение называется «Захват территории».
Шумисат Хажмухамбетова и Раиса Куразова – на листе настоящий бой!
Ольга Кольцова и Татьяна Тютюнникова – сплошное миролюбие.
— Что дали, то я и красила, — говорит Таня, — не хотелось ничего захватывать.
Марина Газакбиева трудилась с Нажемуди:
— Я не рассчитывала, что он полезет в мою сторону! Я выбрала его в пару, думала, что он джентльмен. А он…
На листе вперемешку синий с оранжевым.
— Я уступал, но она сама полезла!
Марина Хохлова:
— Мы с Ладой если б не листочек делили, то, наверное, подрались бы!
Лада Козлова:
— Она говорит: «Я буду мстить!» И стала своей кисточкой елозить на моем поле!
Большинство «художников» все же миролюбиво. Делили бумагу полюбовно и спокойно красили, даже давая советы друг другу и помогая. Но даже те, кто дрался за квадратные сантиметры, остались друзьями. Шумисат и Раиса, давшие своему «полотну» название «Буря», сидят – отдыхают: Раиса положила голову на плечо Шумисат, рука Шумисат на плече Раисы…

СЕМЬИ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ
«Работа с семьей. Распознавание проблем. Типы взаимоотношений в семьях» — тема очередного занятия с психологами. Идет работа в группах.
— … «Тревожная семья», — слышится из тесного круга, — тоже относится к неблагополучным. Обычно она многодетная, и не потому, что родителя хотят иметь детей, а от безответственности. В ней ребенка не понимают, а просто растят, обеспечивают.
— А еще родители все время тревожатся, строят черные прогнозы, говорят ребенку: у тебя ничего не получится. Или тревожатся за него, чрезмерно опекают. В таких семьях у детей занижена самооценка, они вырастают несамостоятельными.
Знали бы все мамы с папами, что существуют «Типичные профили родительского отношения, влияющие на социальную адаптированность ребенка». Что есть благоприятные и неблагоприятные группы семей. К первым относятся: понимающие, покровительствующие и, как ни странно, безразличные (мало знают внутренний мир ребенка, но хоть обувают, одевают, кормят, дают образование). Неблагоприятные группы – это: подавляющие (запреты, приказы…), тревожные (о них уже говорилось), отстраненные (полное отсутствие диалога с ребенком, но повышенные к нему требования), отвергающие (не желают вникать в проблемы ребенка, уделять ему внимание).
К сожалению, большинство родителей, даже любящих своих детей, мало знают и вникают в теорию. А поскольку детвора большую часть времени проводит в школе, учителям это знать просто необходимо, чтобы делать шаги навстречу семье. Особенно если эта семья жестоко обращается со своими младшими членами.
Побои, ущемления, насилие (в том числе – сексуальное), диктат, ограничение в передвижении (не будешь ходить туда-то…), принуждения – вот проявления жестокости в семье. Причины этого разные. Одни родители считают, что их личные беды – из-за ребенка: даже его появление напоминает о неприятном («он так похож на…»). Другие используют свой пример: их родители в их детстве с ними тоже жестоко обращались. И, наконец, просто родительская некомпетентность: мамы и папы не умеют правильно воспитывать детей, не знают, как это делается.
Как распознать это явление в школе? Как понять, что с учеником дома жестоко обращаются?
Из ответов учителей ясно, что, увы, с такими детьми они встречаются достаточно часто:
— Неухоженный вид.
— Резкое снижение веса.
— Запуганность, «зашуганность».
— Может заискивать с сильными, а со слабыми может быть жесток.
— Заниженная самооценка.
— Осторожность в действиях.
— Отсутствие волевых качеств.
Что же делать?!! Как помочь такому ребенку, погибающему как личность на глазах? Что ему нужно прежде всего?
— Поддержка!
— Ага! Ты его попробуй поддержи, а его дома опять побьют, и будет тот же ребенок…
Впрочем, не так все безнадежно — в соавторстве учителей и психологов появляется путь. Нужно изменить жизненную ситуацию ребенка, что невозможно в отрыве от его родителей. А значит – нужно изменить взгляд родителей на своего ребенка.
Но возможно ли это? Может ли учитель перевоспитать маму с папой, которые далеко как педагогически запущенны? Что реально можно сделать в семье?
Вряд ли тут можно придумать что-то новое. По форме. А вот содержание – это простор для творчества.
Ну, например, что нового в беседах с родителями? Хотя никто не отрицает, что им нужна информационная поддержка. Не каждая мама знает особенности поведения детей в разном возрасте. Не каждый отец поверит, что ребенок «от трех до семи» обязательно пробует себя во лжи, воровстве (!) – маленький человек осваивает социальные нормы. Ребенок идет в школу, а психологи говорят, что с 7-ми до 11-ти лет у него падает интерес к учебе. И как с этим бороться? А, может, не бороться, а просто идти рядом с ним?
Взрослые часто не умеют распознавать свои чувства, а мы хотим, чтобы они понимали (и разделяли!) чувства ребенка. Любая ли мама сможет вставить нужно слово в предложение: «Когда мой ребенок …, то я понимаю, что он: растерян; тоскует; ревнует;, счастлив; одинок;, оскорблен»?
В общем, родителям нужна помощь в самоконтроле. А работать с ними должны не только учителя, но и органы власти, правоохранительные органы, общественные организации. Воспитает родителей – меньше будет проблем с учениками. И можно будет все силы отдать образованию и воспитанию Человека.

«ДАВАЙ ВСТРЕТИМСЯ ЕЩЕ РАЗ!»
Учеба дружбе не помеха. Это еще раз продемонстрировали русские и чеченские учителя, которые и на занятия ходили, и город успели посмотреть, и себя показать…
Лада Козлова с Шапаат Сисиевой — просто «не-разлей-вода»! Прогуляли час практических занятий, но ругать их невозможно. Шапаат с упоением стучит купленными деревянными ложками, а от увиденной русской свадьбы она просто в восторге!
Организованный в конце семинара «Вечер дружбы» с точки зрения цели бесперспективен: сделать дружбу еще сильней невозможно. Однако организацией вечера занимаются все: то поэт Ольга Кольцова уединяется в кабинете директора ЦЭВа, то у Шумисат загадочное лицо…
И вот – вечер: выступления, стихи, пародии, песни, игры, танцы. Хохот вызывают доморощенные частушки. Буря аплодисментов достается Шапаат: на родном языке она поет песню о любви, на русском рассказывает анекдот. Вдохновленная успехом, она категорически заявляет другим «артистам»:
— Если бы я умела хорошо говорить по-русски, до вас бы очередь не дошла!
Русские учительницы осваивают чеченский танец. Получается у них просто здорово, видимо, потому, что единственный партнер – Нажемуди.
Быстрое переодевание, небольшой реквизит – и вот пародия на Союз «Женщины Дона». Его активисты – за работой: узнаваемы, не спутать! Под хохот зрителей через зал проносится Шумисат – с подушкой под желтой майкой: «На массаж! На массаж!» Прототип – обладатель животика, один из немногих мужчин в Союзе женщин, на добрый смех не в обиде.
Грустно, но завтра расставаться. И очень к месту Наталья Притула читает «Молитву о встрече»:
— Я пришла в этот мир не для того, чтобы оправдать твои надежды, не для того, чтобы отвечать твоим интересам, не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям. И ты пришел в этот мир не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям, не для того, чтобы отвечать моим интересам, не для того, чтобы оправдать мои надежды. Потому что я – это я, а ты – это ты. Но если мы встретились и поняли друг друга – то это прекрасно! А если нет – ну что ж, ничего не поделаешь! Давай встретимся еще раз!

(Окончание следует).

ИЗ ОТЗЫВОВ УЧАСТНИКОВ КОНФЕРЕНЦИИ
Тоита Газиева:
— Я для себя очень много взяла. Не только для работы, но и для себя лично. А по работе… У меня были два мальчика-близнеца, мне было очень трудно с ними. Если бы я тогда знала то, что сейчас получила на семинаре, было бы гораздо легче. Я бы сейчас совсем по-другому с ними разговаривала.
Очень хорошо, что при обучении теория подкреплялась практикой. Вначале был фундамент, а потом дом на нем выстраивался.

Хеда Махмудова:
— Было тяжело, но было очень интересно работать. С утра до вечера работаешь, но только когда приходишь к себе в комнату вечером, понимаешь, что устал. На прошлом, реабилитационном семинаре психологи Галя с Наташей показали нам некоторые приемы, которые посоветовали в отношении детей не применять. А сейчас дали весь тот материал, который мы можем включить в воспитание детей.
Самая важная тема – это толерантное отношение друг к другу. Я раньше думала, что в некоторых случаях я была очень толерантна к окружающим. А на этих занятиях поняла, что была интолерантна – и не только к окружающим, но и к своим детям. Я приеду домой совсем другая и буду над этим работать. Я объясню своим детям, что это — от большой к ним любви: я хотела, чтобы они у меня были лучше всех. Объясню уже как психолог, с точки зрения психолога – чему научили.

Мадина Шамилева:
— Больше других меня затронула тема как победить насилие, потому что насилия очень много в нашем обществе. И дети абсолютно не виноваты в том, что взрослые проявляют к ним насилие. Самой главное, что нас научили распознавать это насилие, и мы постараемся предотвращать его – в школе, дома, на улице. Дети должны почувствовать свою защищенность. Я когда приеду домой, хочу дать побольше любви своим…

Эльза Шукуева:
— Для меня был очень сложный семинар. Очень много теории, лекции читали люди очень образованные. Я пыталась слушать в четыре уха! Тема «Ребенок-семья-школа», их взаимоотношения — для меня самые полезная.

Ирина Марченко:
— Выводы: я хочу помогать детям, и помогать им профессионально. Это первое. Второе: зная свою неуемную общественную деятельность, хочу поднять на это общественность, чтобы делать это всем вместе.

Джамбулат Джамалдинов:
— Самой важной для меня темой была толерантность. Это очень важная часть нашей жизни, потому что сплошь и рядом эти знания, этот подход нужно применять. Терпимость нам очень нужна!

МЫ ИДЕМ ВСТРЕЧАТЬ СОЛНЦЕ!

Кисловодск. Проект «Вместе планируем перемены». Третий семинар – обучающий (стратегическое планирование и социальное проектирование).

Вообще это полное безобразие! Только приехали, с поезда (а чеченцы вообще из маршрутки), целый день занимались, устали, не выспались. До завтрака, до бассейна, до всех удовольствий, которые (в свободное от занятий время) сулит роскошный санаторий «Плаза»! В половине седьмого утра мы выходим в парк, чтобы лезть на какую-то гору – встречать солнце!
Мы, несколько человек участников семинара, не одни: вместе с нами, виток за витком по тенистым аллеям, поднимаются вверх молодые, пожилые и очень пожилые люди. А некоторые уже спускаются обратно!
Но вот и мы наверху. Солнца еще не видно, но оно уже освещает часть огромного, бескрайнего, рукотворного кисловодского парка. Ближе к горизонту ему на смену приходят абсолютно лысые, плоские горы. А за ними – две снежные вершины – красавец Эльбрус. Глав отвезти невозможно. С нами вдаль смотрит Михаил Юрьевич Лермонтов – памятник создан действительно талантливый скульптором.
Надышавшись чистейшим воздухом, спускаемся назад. Кормим с ладоней синичек. Замираем: белки! С нами весь путь проходит Татьяна Роман — куратор программы EIDHR Представительства Европейской Комиссии в России, приехавшая своими глазами посмотреть, как идет реализация проекта.
Переодеваемся, завтракаем и садимся в привычный круг: начинается второй день семинара.
Накануне психолог Наталья Беликова сказала:
— Наш проект длится уже 9 месяцев – пора ребеночку родиться. Кто родился у нас? Нарисуйте этого малыша, наделите его чертами характера.
На четыре группы родились: две девочки, один мальчик и … Цветик-семицветик: символ исполнения желаний.
— Нас раскрыли, — пояснила Ольга Кольцова, — научили любить себя. Но настоящее счастье испытываешь, когда делаешь что-то не для себя – для других!
Учителя рассказывают о переменах, которые произошли с каждым за время с начала проекта. Просто удивительно, что все это обошлось без вмешательства волшебной палочки!
— Я научилась ценить людей.
— Научилась отстаивать свое мнение.
— Восстановила семью!
— Сын закончил с отличием университет. Отметили с мужем серебряную свадьбу.
— Мне предложили защищаться на высшую категорию.
— Научился управлять эмоциями. Раньше не терпел мнения подчиненных….
— Сын перестал заикаться!
— Выиграла президентский грант.
— Ездила на встречу с одноклассниками. А они мне: какой ты стала свободной!
Вот такие, измененные-обогащенные-обученные, все вместе учителя набрасывают темы для обсуждения на будущей конференции, которая пройдет поздней осенью в Ростове-на-Дону.
«Толерантность учителя», «Пути преодоления профессионального выгорания», «Меняется учитель – меняется мир», «Социальное здоровье педагогики России», «Возможность открытого пространства творческого общения учителя»… Кто-то уже готов выступить с высокой трибуны, кто-то поспорить за «круглым столом».

РАЗВЕРНУТЬ РАКА ЛИЦОМ К ТЕЛЕГЕ?

Еще один «урок рисования» — образование, как оно есть.
Первая группа видит его куском торта – национальный проект красив, но чтобы он стал вкусен, нужно заменить наполнители.
Во второй группе образование – подопытная мышь: экспериментируют, кому ни лень. Сверху – жирный кот: Министерство образования. Даже когда «мышь» раскрутилась (обруч на талии), пережмут хвост (выразительная прищепка). Что делать? Изменить учебники, программы, чтобы им «добро» давали сами учителя. И повысить статус учителя, чтобы он чувствовал себя человеком.
Из искры возгорится пламя – еще один взгляд художников. Но чтобы возгорелось, нужен доступ воздуха: финансирование, социальная поддержка и возобновление работы педагогического сообщества. «Это мы сегодня», — поясняет Галина Шпак.
Лебедь – педагогическое творчество, Рак – управление, Щука – реальность. И все – по дедушке Крылову: телега (образование) – ни с места. Развернуть Рака лицом к телеге, разгрузить телегу от лишних бумажек и заменить Щуку на рабочую лошадь – и тогда все взлетит на такую высоту!
Последний рисунок – тонущий корабль. Хотя авторы утверждают, что он не тонущий. И можно приложить усилия, привлечь молодых педагогов – и он выплывет! Пока же его тянут на дно многочисленные указы…
Наверное, реальный выход (пока) – это творчество самих педагогов. Это самое педагогическое сообщество, о котором говорила Галина Шпак. Психологи рассказывают учителям о супервизорской сессии, когда группа профессионалов обсуждает (возможно, решает) проблему.
А вот и проблема, которой делится Офелия Акопова: мальчик в 4-м классе, бабушка-опекун. Мальчик пропускает занятия, попал под влияние дурной компании старших.
Члены группы – супервизоры задают Офелии вопросы, а потом каждый излагает свой взгляд на вещи: «Я бы поступил вот так…» И человек, который попросил совета, может попробовать их применить, а может, просто сказав «спасибо», найти свой выход. Но, вероятно, он будет подсказан именно здесь – в доброжелательной, деликатной обстановке супрервидения.

ВМЕСТЕ ПЛАНИРУЕМ ПЕРЕМЕНЫ

От названия проекта никуда не уйдешь: о стратегическом планировании и социальном проектировании рассказывает координатор Союза «Женщины Дона» Валентина Череватенко. Собственно, все это базируется на трех китах:
— Перспектива – представление о том, какими мы хотим стать в будущем (она отражает и наше назначение как организации, и наши цели);
— Цели – сформулированные в общем виде желаемые результаты, к которым мы стремимся. (Они являются долговременными, могут изменяться в процессе развития, никогда не достигаются окончательно. Приближаясь к достижению целей, мы тем самым приближаем к себе желаемое будущее);
— Задачи – конкретные результаты, которых мы добиваемся на пути к нашим целям (вехи на нашем бесконечном пути к достижению целей).
Два дня участники семинара учатся формулировать цели, задачи, обрисовывать механизмы – словом, пытаться создать социальный проект. Проект, реализация которого должна укрепить дружбу или познакомить школьников с другой культурой, научить защищать права или помочь детям-сиротам — силами общественности сделать то, до чего у государства руки никак не доходят!
Не так-то все это просто, но…
С соседкой по номеру Викторий Михайловой, учительницей из Чеченской республики, делюсь вечером конкретной идеей: нам можно с вашей станицей Шелковской сделать реальный проект. Через пять минут в нашем номере коллеги Вики: Лена Байгельдиева и Юля Павлова. Проект рождается всерьез, мы обсуждаем детали.
На улице меня, Марину Некрасову и Ингу Дудик из Новочеркасского ЦЭВа перехватывают Шумисат Хажмухамбетова и Эльза Шукуева. Мы вышли просто погулять, но Шумисат хочет срочно найти деньги для своих девочек – маленьких дзюдоистов, которым нужна форма и средства ездить на соревнования. Обсуждаем на лавочке возможный новочеркасско-чеченский проект…
На следующий день оба эти проекта представлены на занятиях: вносятся уточнения, просчитывается бюджет. Кто знает, может, действительно, рожденное на семинаре воплотиться реальным делом? И протянут друг к другу руки учителя и дети России и Чеченской республики? Сблизятся души, откликнутся на добро сердца. Тоненькая тропиночка, проложенная проектом «Вместе планируем перемены», станет широкой дорогой этих перемен.

… На нулевом этаже санатория «Плаза», где занимались участники семинара, находилась детская комната, полная игрушек и разных удовольствий, для малышей, чьи мамы и папы проходили лечебные процедуры. Дверь там была стеклянная, и мы, выходя на «перемену», всегда видели, как там возится детвора. Одна картинка осталась у меня перед глазами.
«Бородатый чеченец» — наш Джамбулат Джамалдинов, психолог из Грозного, приложил к двери руку – все пять пальцев. А с другой стороны русский малыш, годика три, тянет свою ручонку к руке взрослого. Дотянулся! И через стекло их пальцы совпали. Малыш смеется, а у Джамбулата в глазах – счастье! Много ли надо, чтобы люди понимали друг друга?