Сегодня:

На вкус и цвет…

Мы обещали рассказать нашим читателям об открытии 14 октября памятного знака «Поклонный крест» на Троицкой площади Новочеркасска. Но рассказывать придется не столько о самой церемонии, сколько о новой композиции. Ведь крест этот не просто врыт в землю, а имеет пьедестал и две коленопреклоненные фигуры перед ним. Впрочем, расскажем все по порядку.
Праздничная литургия в Вознесенском войсковом кафедральном соборе и последовавшее за ней награждение достойнейших из реестровых казаков закончились, а осенний нудный дождь все не прекращался. В ведь пора уже было перемещаться с площади Ермака на Троицкую площадь. Но вот, наконец, барабанщики считающейся Аксайской, но находящейся в поселке Рассвет, кадетской школы-интерната выдали яростную дробь, зазвучали трубы оркестра Новочеркасского высшего военного командного Краснознаменного училища связи, и казачьи дружины, атаманский смотр которых из-за дождя так и не состоялся, двинулись по проспекту Ермака.
У воспитанников кадетских школ-интернатов поверх парадных костюмчиков имелись еще и форменные пальто. А вот члены муниципальных казачьих дружин и прочие казаки, верхней одежды не имевшие, мокли в своих синих кителях флотского образца (у моряков они называются «форма № 3»), искренне считая их парадным мундиром донского казачества.
Воспитанники кадетских школ-интернатов из Аксая, Ростова, Белой Калитвы и, естественно, Новочеркасска выстроились на площади у ступенек, ведущих из сквера к спуску Герцена. А дружинники и прочие реестровые казаки запрудили проезжую часть дороги, идущей вокруг сквера. Движение автотранспорта стало невозможным, и инспекторы ГИБДД-ГАИ не знали, что им предпринять.
Благо, митинг, посвященный открытию новосозданного комплекса длился не более четверти часа. Войсковой атаман В.П. Водолацкий и окружной атаман А.П. Волков сказали подобающие моменту речи. А возглавляющий Новочеркасское благочиние отец Олег (Добринский) освятил комплекс. После того как к основанию креста были возложены венок и красные гвоздики («Цветы отваги и надежды героев первых красных зорь…»), военные оркестранты исполнили «Всколыхнулся, взволновался…» и музыкальную часть сразу двух гимнов: Российской Федерации и Советского Союза.
После этого площадь мгновенно опустела: делегаты 13-го Большого Круга реестровых донцов отправились к месту его проведения, а приезжие и местные станичники отбыли кто на скачки в станицу Кривянскую, а кто и в родные места. Ростовские кадеты принялись искать свой оставленный где-то на улице Просвещения автобус с портретом Че Гевары на борту, кадеты из других мест также стали отыскивать свои автобусы и микроавтобусы, чтобы занять в них места поудобней. На своих же местах остались стоять лишь изваяния борцов за власть Советов на Дону — подхорунжего лейб-гвардии 6-й Донской казачьей Его Величества батареи Федора Подтёлкова и прапорщика 28-го Донского казачьего полка Михаила Кривошлыкова. Изваяния эти, хотя и далеки от совершенства, но все же не только похожи на людей, но и имеют портретное сходство со своими прототипами.
Молча взирали простоявшие на этом месте ровно 30 лет изваяния на новоявленных коленопреклоненных соседей: грубо сработанные из бетона, тонированные бронзянкой и суриком нескладные фигуры были выполнены в стиле народного примитивизма и изображали непонятно кого. По их внешнему виду нельзя было определить, чьи образы воспроизвел в них автор — С.П. Кальченко: то ли казаков ушедшей от нас эпохи, то ли казаков, недавно возродившихся. Да и казаки ли это вообще? Лампасов не видно, так как шаровары полностью скрыты длиннополыми хламидами. Можно лишь предположить, что одну фигуру автор намеревался изобразить в офицерском двубортном пальто, так как там просматривается два ряда пуговиц. А вторую — в однобортной шинели. Но однобортная шинель изображена с отложными лацканами, которых у нее попросту нет. По этой причине она всегда носится застегнутой на все крючки. Другое дело — офицерское пальто: оно имеет отложные лацканы, но портупея шашки носится не поверх него, а под ним: рукоять же шашки при таком ее ношении выступает наружу через прорезь левого фальш-кармана.
Но автор композиции поверх не предназначенного для ношения в строю (тем более — в походных и полевых условиях) офицерского пальто изобразил не просто шашечную портупею, а походное офицерское снаряжение, состоящее из поясного и двух плечевых ремней (последние почему-то спереди изображены идущими не вертикально сверху вниз, а сходящимися на животе — у пряжки поясного ремня). Однако офицерское снаряжение применяют лишь при одновременном ношении шашки (слева) и револьвера (справа). А коли револьвера нет (а его кобуру на правом боку скульптурной фигуры автор не изобразил), то к чему тогда и офицерское снаряжение? Для ношения одной лишь шашки и портупеи достаточно!
Зажатый в левой руке фигуры в двубортном пальто округлый плоский предмет можно принять за коровью лепешку. Но в его передней части имеется выступ, который наталкивает зрителя на мысль: «Уж не фуражка ли это?». А в левой руке фигуры в однобортной шинели зажато нечто бесформенное, известное, видимо, лишь самому автору. «А почему у этого погонов нет?» — спросил у автора этих строк подошедший к композиции прохожий, бывший в столь знаменательный день слегка «подшофе». — Он, что, забыл их ему прилепить? Да и вообще: что это за уроды одномордые? Куда бы про это все написать?».
При этих словах автора вдруг озарило: действительно, некоторое портретное сходство фигур имеется! Значит, скульптор стремился изобразить двух братьев. При этом тот, что с погонами — белый; а тот, что без — красный. А в руках у красного — не иначе, как папаха: вот, вроде бы, и ленточка на ней просматривается… О, как глубока, как необычайно обширна сокровенная мысль автора композиции! И вот стоят перед этой композицией два тугодума (один — «подшофе», другой — «ни в одном глазу») и никак не сообразят, что здесь к чему.
Что же в таком случае думали обо всем этом дети из кадетских школ-интернатов? Возможно, то, что давно ушедшие в мир иной и белые, и красные казаки именно такими и были? О времена, о нравы! Ведь для нынешних детей печатают книжки о Гарри Поттере и не переиздают сказок Андерсена. Неровен час, кто-нибудь из них, начитавшись Андерсена, возьмет да и крикнет: «А король-то — голый!». И выйдет не большое торжество, а большой конфуз… Что тогда станет говорить княгиня Мария Владимировна Гогенцоллерн-Романова? «Хорошо, — мол, — что мне довелось открывать памятник работы скульптора Скнарина, а не Кальченко».
А случайный прохожий все не успокаивался и просил автора: «Ты можешь прочесть, что там на табличке-то написано? А то блестит, как у кота одно место!». И автору пришлось читать ему: «Поклонный крест. Установлен атаманами и казаками Всевеликого Войска Донского 14 октября 2007 г. в день Покрова Пресвятой Богородицы <...> в память невинно убиенных священнослужителей и казаков Дона. Скульптор С.П. Кальченко».
«А пропустил ты что? Там ведь больше написано, чем ты прочел», — не унимался прохожий. «Люди там указаны, при ком все это установлено», — пояснил ему автор. «Они что, при этом присутствовали?». «Кто-то — да, а кто-то — нет». «А зачем того, кто не присутствовал, называть?». «Тогда скажу иначе: названы те, при чьем атаманстве, губернаторстве и мэрстве все это делалось». «Вот теперь понятно, — успокоился, наконец, прохожий. — Так куда же про это написать?».
И автору пришлось сказать, что он все сделает сам. Остается лишь сообщить читателям, что и коленопреклоненным фигуры, и Поклонный крест были сделаны на вкус невзыскательный. Но о вкусах, как говорится, не спорят: кому-то нравится пропорциональность и строгость линий, кому-то — излишнее украшательство (этакое псевдобарокко).
Все части установленного на Троицкой площади восьмиконечного православного креста, несмотря на его огромные размеры, пропорциональны и хорошо соотносятся друг с другом. Излишним выглядит лишь идущее по его периметру ребро (видимо, технологическое). Но вот цветочный орнамент на имеющемся снизу утолщении выглядит аляповатым и напоминает резьбу по дереву на изделиях народных промыслов. Непонятно также, почему все поверхности креста — не гладкие, а будто бы изъеденные коррозией: выпуклости — золотистые, а впадины — голубые. Впрочем, если такое «художественное оформление» символа православной веры устраивает и верующих, и священнослужителей, то замечания иных прочих вряд ли будут приняты ими во внимание. То же самое можно сказать и о нетрадиционной ориентации креста относительно сторон света.