Сегодня: 19 апреля 2999, Пятница

Жила в нашем городе М.В. Данилова, работала в Музее истории донского казачества и дружила с писательницей М.В. Воробьевой. Об этом мне рассказал бывший редактор городской газеты «Знамя коммуны» В.Н. Михеев.
И тут в книге «Дон литературный» (где повествуется и о нескольких писателях Новочеркасска) читаю о М.В. Воробьевой: «Родилась в 1899 г. … С 1926 года жила в Ростове-на-Дону…». М.В. Воробьева — автор ряда книг. Одна из них — «Страницы жизни» — составлена из дневников и писем Героя Советского Союза Георгия Сорокина.
У входа в школу № 5, что на улице Атаманской, большое дерево чуть ли не касается мемориальной доски: «Здесь учился Герой Советского Союза Георгий Сорокин. 1924-1945».
18-го октября — день рождения Георгия Сорокина. Хочу и читателей познакомить с некоторыми записями Героя и автора книги.
Из дневников и писем Георгия Сорокина
9 июня 1941 г.
Испытания сдал. Итак, я в девятом классе. Как-то странно становится при мысли, что через какой-нибудь год или того меньше я буду вне стен родительского дома…

14 июня 1941 г.
Шестнадцатого поеду в Новочеркасск! Разве смогу я когда-нибудь забыть этот город, город, в котором прожил 12 лет, забыть ребят, с которыми учился… (Сорокины переехали в Ростов — И.Т.).

24 июня 1941 г.
…Итак, война! Фашисты напали на нас! Они не учли уроков истории…

27 июня 1941 г.
…Вчера целый день копал ямы в горсаду… А будь я в Новочеркасске, среди своих старых друзей и подруг, все было бы ясно и определенно.

5 июля 1941 г.
Позавчера выступал по радио Сталин. С каким напряженным вниманием слушали его все — от мала до велика…

27 октября 1941 г.
…Фронт придвинулся к Ростову, и 13 октября… я уехал в Армавир… я пойду в военное училище и, клянусь, буду драться до тех пор, пока ни одной этой сволочи не останется на нашей земле!

21 ноября 1941 г.
«Колесо судьбы» повернулось: я в Баку, приехал сюда с отцом и поступил в военно-морскую спецшколу…

10 января 1942 г.
…Итак, 1942 год наступил! Восемнадцатый год моей жизни… Ясно одно: немцев побьем! Взяли Калинин, Волков, Керчь, Феодосию и еще много городов…

9 июня 1942 г.
Война, проклятая война комкает и обрывает жизни людей, гонит их, как листья по полю, разбрасывает по всему свету. Опять те же строки: «После ожесточенных боев наши войска оставили город…»

19 июня 1942 г.
…Приближается день моего призыва. Хотя бы скорее на передовую…

25 октября 1942 г.
…Опишу приблизительно распорядок дня, как ты просила, мама. Подъем в 7 часов. Зарядка, завтрак. В 9 часов начало занятий и до 2 час. 30 мин., затем обед и снова занятия до 6 час. 30 мин. Затем ужин, самоподготовка и отбой в 11 часов. Вот и все, кажется.
Пишите. Ваш Жора.

11 декабря 1942 г.
…Нина! (сестра Георгия Сорокина — И.Т.) Помнишь картину «Трактористы»? Так вот, твой братец будет тем, кем был в армии герой картины Клим до прихода его в колхоз. И на ту же букву начинается… (Георгий стал учиться в танковом училище — И.Т.).

12 декабря 1942 г.
…Я как подумаю, что по улицам Ростова, Новочеркасска, Армавира ходят эти бандиты, так у меня все и закипит внутри… Мы, русские, — хозяева нашей земли, а всех незваных гостей загоним к чертовой матери. У Симонова есть чудесное стихотворение, и я хочу, мама, сказать тебе его словами: если даже не удастся мне вернуться домой, то знай, что «сыну было, пусть узнает мать, лицом на Запад легче умирать».

14 декабря 1942 г.
…Продали билет за 3 рубля, и направился я на пьесу Островского «На бойком месте». Здесь сейчас Кишиневский русский драматический театр. …вспомнил Ростовский и Новочеркасский театры…

15 декабря 1942 г.
Мой дорогой отец!
…Ты знаешь, что я мечтал (да и мечтаю) о химзвузе, но пока, поскольку так сложились обстоятельства, будем бить немца на этих машинах до конца, а после разберемся… А в Берлине мы, отец, еще побываем! Пройдем по Фридрихштрассе, зайдем в ресторан, закусим эрзац-закуской, выпьем эрзац-пива и потанцуем где-нибудь! В грязь лицом не ударим! Русские офицеры себя и свою армию как-нибудь не посрамят…

31 декабря 1942 г.
Четыре часа осталось до наступления нового, 1943 года. Мы пришли с занятий по тактике, пообедали… Я искупался под краном (а вода ледяная), подшил воротничок, почистил сапоги… Вы знаете, что за коллектив был у нас в новочеркасской школе №5, знаете, что нас связывала такая дружба, какая не очень часто встречается даже среди нашей очень дружной и спаянной молодежи. Такие товарищи остаются друзьями на всю жизнь. И вот для встречи нового, 1940 года, все наши ребята и девушки собрались вместе. Кто знал, что эта встреча окажется, по существу, нашим последним общим вечером — на следующий год Толя перевелся в ФЗУ, Вася — на завод, Клара тоже пошла работать, а я переехал в Ростов. Коллектив наш распался. Но друзья и подруги юности, с которыми ты вместе учился, проводил пионерские сборы и устраивал школьные вечера и просто вечеринки, — такие друзья остаются в памяти на всю жизнь. Эти впечатления будут самыми яркими из всех встреч с людьми. Какое чудесное это было время!.. А победу сделаем мы, и никто другой…

7 января 1943 г.
Мои дорогие!
С каждым днем новости все лучше и лучше. Сегодня узнали мы, что взят Нальчик, Баксан, Кыз-Бурун… Время идет быстро, и недалек тот день, когда лейтенант Сорокин поедет на Запад. Вы, конечно, знаете о новой форме с погонами. У нас черные бархатные с золотой окантовкой…

16 января 1943 г.
Дорогие мои!
…Когда я вас увижу снова?.. Порой мне хочется пойти куда следует и заявить, что я хочу немедленно ехать бить немцев. Знаю сам, что я больше пользы принесу командиром, что нас недаром взяли сюда, а всё-таки здорово тянет отпроситься на передовую.

25 января 1943 г.
…Дело движется к Ростову, и опять-таки это мое письмо дойдет, наверное, уже после того, как город будет взят. А там и Новочеркасск…

27 января 1943 г.
Здравствуйте, мои дорогие!
…Только мы, русские, смогли задержать новых гуннов, гуннов Запада, и только мы сможем их разбить… Любовь к своей нации выражается не только в пышных фразах. О, нет! Чтобы доказать любовь к родине, надо воевать так, как мы. Ведь у немцев вначале было во много раз больше техники, чем у нас, мы терпели большие поражения, мы отходили все дальше и дальше, теряя не только города и сёла, но и целые республики. Только мы, и никто другой, смогли выдержать всё это. Как же не гордиться мне тем, что я русский? А сейчас, когда мы начали гнать непрошенных гостей, это чувство гордости еще более увеличилось… Фашисты заставили нас, молодёжь, вместо учебников взять в руки оружие. Что ж, постараемся доказать, что мы и этим оружием неплохо владеем… Ты пишешь, мамочка, что за будущее можно заплатить и жизнью. Готов заплатить, если этого потребует мой долг, хотя, сказать по совести, очень не хочется умирать — ведь я только начинаю жить…

5 февраля 1943 г.
…До Берлина, правда, далеко, но мы туда всё-таки доберёмся… Мать! Помнишь: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им никогда не сойтись». Выходит, не так — сойдутся эти стороны, и это будет победой Востока!

6 февраля 1943 г.
Сейчас почти все наши ребята (и я в том числе) получили письма. Не дай бог получать такие письма, как получил вот сейчас мой друг Матвей. Была у парня семья, и нет её теперь! Братишку двухлетнего и то немцы расстреляли…

19 марта 1943 г.
…Танкисты говорят: «Хуже всего чувствуешь себя перед боем, когда стоишь на исходных позициях. Выйдешь в бой — сразу легче»…

21 марта 1943 г.
…Тема: «Бой в глубине обороны противника». Немножко страшно, но в общем очень хорошо, что я командир машины.

27 апреля 1943 г.
Мамочка моя!
…Четыре дня осталось до 1 Мая. Вспомнил новочеркасские встречи этого праздника: в компании своих девчат и ребят с гитарой с танцами, с праздничным хождением в рощу…

10 мая 1943 г.
Мой дорогой отец!
Мой род войск таков: или цел будешь, или сразу на тот свет. Да ты сам припомни: много в госпиталях танкистов?..

29 мая 1943 г.
…Мне девятнадцать лет, идет война… Я должен принять в ней участие… Теперь мы уже в лагерях, километрах в двадцати от города. Живем в палатках…

16 июня 1943 г.
Жара дикообразная. Часов в десять утра уже 500Ц, а днем вообще ходить невозможно…

27 июля 1943 г.
…Бои, в которых мне предстоит участвовать, будут решающими. Еще много будет жертв…

29 июля 1943 г.
…Теперь мы знаем: счастье добывают только борьбой и трудом, но если трудиться мешает враг, то — и смертью твоего врага…

5 августа 1943 г.
…Получил письмо от Сашеньки (из Новочеркасска — И.Т.). Она замуж собиралась выходить… Спрашивает у меня совета. Просит не сердиться и понять, что я очень далеко от нее, а ей всего девятнадцать лет… И добавляет: «Но я уверена, что если бы ты был со мной, то всё было бы по-старому».

28 августа 1943 г.
Сегодня наш взвод участвовал в соревнованиях по плаванию, переправлялись через Мургаб в полном снаряжении и винтовкой…

9 октября 1943 г.
Со вчерашнего дня я работаю в должности командира взвода (танков)…

7 декабря 1943 г.
Итак моё путешествие кончилось… Вот прощался в Новочеркасске с друзьями, когда переезжал в Ростов, но всё это было не так болезненно…

29 декабря 1943 г.
Моя дорогая мамочка!
…Дней через пятнадцать-двадцать буду на фронте. Зря ты, мамочка, беспокоишься…

15 января 1944 г.
Здравствуй, мой дорогой!
Пишу это письмо уже с дороги. Проехали Казань…

10 марта 1944 г.
…Ты, конечно, вправе ругать меня за продолжительное молчание, но, ей-богу, абсолютно не было времени. После моего приезда на фронт (21-1-1944 г.)… были и бои, и возня с машиной, и страшная усталость…

17 марта 1944 г.
Мама!
…Моей части присвоено звание города, где я сейчас нахожусь. Город примерно с Новочеркасск, сильно разбит…

20 апреля 1944 г.
…Гуляем по румынской деревне…

6 июня 1944 г.
…Ты, мама, часто спрашиваешь, на чем я сплю. Приходилось спать и на барских кроватях и на соломе. А иной раз и соломы нет — спишь на жалюзях (это наиболее теплая часть машины)…

5 августа 1944 г.
Здравствуйте, мои дорогие!
…За вчерашний день сменил две машины, но им дал жизни: сбил три «пантеры» и примерно штук 12-15 транспортеров-броневичков… Немного задело и меня — царапнуло в лоб и в бок. Но это чепуха. Были в четырех километрах от Варшавы и, конечно, будем там еще…

Из письма командира:
Идя в атаку 3 августа в районе с. Воломин (Польша), ваш сын на своем танке подбил два танка противника, гусеницей своего танка раздавил танк противника и до десяти транспортеров, уничтожил до 100 гитлеровцев. Когда танк был подбит, Георгий Сорокин на горящем танке продолжал уничтожать живую силу и технику врага. В этом бою ваш сын проявил мужество и отвагу, с достоинством отстоял честь советского офицера, за что представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.

25 августа 1944 г.
…Да, поздравьте с орденами моих ребят… Помов — мой мехводитель, худенький паренёк 1923 года рождения, получил орден Красного Знамени; «Сенечка» — командир башни, гражданин 1925 года рождения, ужасно застенчивый и робкий паренёк (только не по отношению к немцам), получил орден Отечественной войны I степени; Коля Семененко — плясун и весельчак всей части, радист, получил орден Славы; башнёр мой Федя (1915 года), «папаша», к сожалению, переведен в другую часть, но и он награжден орденом Красной Звезды…

26 августа 1944 г.
…Ты читала про «лагерь смерти» под Люблином? А я его видел…

9 октября 1944 г.
Ездил я, так сказать, в творческую командировку, давать концерты по другим частям…

30 ноября 1944 г.
…Скоро двинем в последний рейд, далекий и страшный для немца…

27 декабря 1944 г.
…Я не помню, сколько раз я был на краю гибели…

(Окончание в следующем номере).