Сегодня:

9 октября ­ Всемирный день почты

В нашей стране профессии почтальона уже более десяти веков. «Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне?» — если речь заходит о почте и почтальонах, эти слова из детского стихотворения вспоминаются моментально. В последние годы, с появлением мобильных телефонов, Интернета и других современных видов связи, мы стали писать гораздо меньше писем. Нет у почтальона теперь ни толстой сумки, ни медной бляхи с цифрой 5 на синей форменной фуражке. Но своих почтальонов зачастую все же знаем в лицо.

9 октября отмечается Всемирный день почты. Празднуют его в 133-й раз, однако самой истории почтовых отправлений в России уже больше десяти веков.
Еще в конце IX века в Киевской Руси появились первые правила проезда почтовых гонцов. Бояре писали тогда свои послания на берестяных грамотах, и корреспондентская сеть развивалась очень стремительно. Всем живущим вдоль основных дорог крестьянам вменялась «повинность подвод», по которой они должны были передавать княжескую почту по цепочке.
Уже в ХV веке в стране появляются первые почтовые учреждения, населению стали оказываться первые услуги — платная доставка корреспонденции и судебных повесток. По главным дорогам на расстоянии 30 верст друг от друга были построены первые избы для ямщиков, доставляющих письма.
Почтовые служащие постоянно пытались усовершенствовать собственную работу. Так, в конце XVIII века на лошадиную упряжь стали привязывать колокольчики. Услышит станционный смотритель далекий звон, значит, пришло время готовить новую тройку и раздувать самовар. Отдохнет немного ямщик, сменит лошадей — и дальше в путь.
Кстати, немногие знают, что почту переправляли не только с помощью лошадей. В Средней Азии для этого использовались верблюды, в Закавказье — волы, а на Дальнем Востоке и в Сибири — собаки. До конца XVIII века в России работали сразу две почтовые службы — «немецкая», доставляющая почту в иноземные государства, и «ямщицкая», работавшая на внутренних линиях.
Объединить внутреннее и международное ведомства решили только в 1782 году. А еще через пять лет в столичном Петербурге начали строительство целого почтового квартала — с почтамтом, больницей, квартирами для служащих и почтовым училищем. На полвека позже появились в России первые почтовые марки, тогда же установили на улицах и первые почтовые ящики.
Шли годы, увеличивался темп жизни, менялась и почта. С появлением железных дорог ушли в прошлое почтовые дилижансы, в обиход вошли штепсельные машины, гасящие марки, автоматические сортировщики писем, автоматы по продаже почтовых карточек. Ящики для писем меняли свой цвет — были они и красными, и черными, и ярко-желтыми, и синими. Техника не стоит на месте. Появилась авиапочта, сегодня на вооружении связистов есть даже компьютеры. Неизменным остался только труд почтальона. И в дождь, и в снег, и в холод, и в жару он все так же разносит по почтовым ящикам корреспонденцию. Мы радуемся его приходу, получая весточку от родных, и ругаем, не найдя вовремя городскую газету. Часто забывая о том, что почтальон — тоже человек. Что, как и мы, иногда он и проспать может, и заболеть. Да и зарплата у современного почтальона, как, впрочем, и во времена оные, невелика.
Телефон и Интернет, бесспорно, вещи удобные. Но как приятно порой получить яркую открытку с поздравлением к празднику. И если вы встретите 9 октября почтальона, не забудьте поздравить его с праздником.
row['name']