Сегодня:

«Телефонные разговоры потому такие непринужденные и дружеские, что собеседники не видят друг друга».
Леoпольд Новак (польский афорист).

Раздается сигнал телефонного аппарата.
— Телефон доверия. Добрый день.
В ответ многообещающая тишина и … на этот раз гудки. Неправильно набранный номер или сорвавшийся звонок, это на первый взгляд, для не посвященных. Но на самом деле, вероятно, это способ послушать голос, подумать, стоит ли этому голосу доверять. А дальше — либо будет следующая попытка, может и не одна, либо сомнения, неуверенность — и номер больше не наберут. В последнем случае останется нерешенная проблема, возможно, одна из самых важных и невыносимых, или та, с которой начнется отсчет остальных неурядиц.
Работники службы «Телефон доверия» имеют возможность принимать участие в судьбе позвонившего. Это в наше время не роскошь, а необходимость, этот телефон так же необходим, как 01, 02, 03. Своеобразная «скорая помощь». Как и в любом важном деле, экстренная мера психологической «подмоги» более действенна по горячим следам. Лучше не затягивать, не откладывать, а развязывать узел навалившихся неприятностей в самом основании, чтобы не пришлось распутывать огромный клубок проблем позже. Но даже если это «позже» уже настало, не нужно отчаиваться. На телефоне «сидят» и ожидают звонка опытные, квалифицированные специалисты-психологи и хорошо подготовленные волонтеры-добровольцы. Чаще последние — студенты — будущие соцработники, немало из которых выбирают психологию своей второй, а может, и главной специальностью.
Телефонная психологическая помощь возникла в США в первой половине прошлого века как своеобразный аналог исповедей священнослужителям. Когда пропала возможность свободно доверять духовным наставникам, люди искали выход из ситуации и находили его с помощью специального телефона. Поскольку мы в основной массе создания социальные, в одиночестве и невысказанности долго и благополучно проживать не находим сил и возможностей. Отсюда неполадки с психологическим и физическим здоровьем, вследствие еще больше одиночества и невысказанности… Замкнутый круг.
И вот именно поэтому в маленькой комнатке, где есть стол, стул и телефон, старается, чтоб хоть кому-то из тех, кто оказался в затруднительном положении, стало легче, консультант, самый важный арсенал которого в нем самом. Это — его умения, практика и приятный голос, ведь мало кто захочет довериться буке-молчуну или невежде-грубияну.
Периодические звонки и доброжелательные ответы. Это — работа «Телефона доверия» в Новочеркасском центре эстетического воспитания. Эта служба организовалась и начала работать в нашем городе в 90-х годах прошлого века. Хотя позиционировала себя как молодежная организация, она помогла многим детям и взрослым разобраться и выбраться.
Бывает достаточно сказать абоненту пару слов, успокоить, ободрить, отвлечь, направить, и все наладится, кризис пройдет. Другие находят способ успокоиться самостоятельно: звонят — выливают поток жалобной или гневной информации. Позвонит дедушка, посетует на несколько лет непочиненную крышу, тут же внутреннюю проблему как рукой снимает. Кому-то требуются частые, время от времени повторяющиеся телефонные консультации. Самые настойчивые звонят пообщаться около 4-х лет. На таких преданных клиентов немного. В определенных случаях, когда специалисты видят, точнее, слышат в этом необходимость, они предлагают записаться и прийти на прием, пообщаться с психологом с глазу на глаз. Ситуаций множество, вариантов их развития еще больше.
— Хотя наша служба — это скорая психологическая помощь, — уточняет один из консультантов, — мы не врачи, не доктора. Мы психологи, и помогаем здоровым, но нуждающимся в совете людям найти выход из ситуации самостоятельно.
— Когда все начиналось, — вспоминают телефонные помощники с легким сожалением в голосе, — мы были единственные, и все понимали, что «Телефон доверия» — это исключительно психологическая служба.
Теперь к словосочетанию «Телефон доверия» намеренно привязывают другие понятия, окончательно запутывая ничего не подозревающих жителей. Теперь любой номер, куда можно что-то сообщить, или попытаться узнать информацию, норовят назвать «Телефоном доверия». Для чего? Ведь есть много других звучных словосочетаний. Во время оказания психологической помощи никто не станет проверять ни статус, ни возраст позвонившего. А если он не решился назвать свое имя, ему предложат выбрать любое другое и смело представляться псевдонимом. Нетелефонных разговоров ни в принципе, ни в практике этой службы не существует. К примеру, еще до трагедии в бесланской школе, на пепелище которой разбирали психологические проблемы специалисты из Новочеркасска, «Телефоном доверия» проводилась акция для детей-инвалидов, не выходящих из дома.
«Расскажите, пожалуйста, сказку» — это название говорит само за себя. Каждый из этих детей мог в любое время позвонить и попросить у консультанта именно такого рода помощь от одиночества.
В общем, обо всем этом рассказывать нужно долго и эмоционально. «Кто скоро помог — тот дважды помог» — сказано в народной пословице. Это обязательно надо иметь в виду, так же как и сам «Телефон доверия». Запомните и на всякий случай запишите его номер: 4-94-04. «Телефон доверия» работает в дневные часы, как и другие общественные организации. Звоните, если вам плохо. Вас выслушают, поймут и обязательно помогут.