Сегодня:

Как быстро течет время! Да течет ли оно? Оно просто мчится со скоростью курьерского поезда, оставляя позади годы, пятилетки и десятилетия. Казалось бы, совсем недавно мы присутствовали на концерте известного всем новочеркасцам ансамбля «Любо» в день его 10-летия. В действительности же с тех пор прошло уже 5 лет, и 24 августа 2007 года ансамбль «Любо» дал концерт уже в честь своего 15-летия.
В зале Донского театра драмы и комедии (казачьего драматического) было жарко и душно. Но и в такой атмосфере там некуда было яблоку упасть. Нет, не от казаков конкурирующих войск Донских и очень всевеликих, а от любителей и ценителей донской казачьей песни (в большинстве своем — участников различных самодеятельных коллективов).
В течение получаса длились приветствия и поздравления должностных лиц различного уровня: заместителя главы областной администрации (по совместителю — войскового атамана) В.П. Водолацкого; главы городской администрации (по совместительству окружного атамана) А.П. Волкова; заместителя областного министра культуры (бывшего начальника Управления культуры нашего города) Ларисы Дубининой; советника президента республики Южная Осетия по вопросам казачества Зураба Кокоева. Членам дружного коллектива народного ансамбля «Любо», вот уже полтора десятилетия руководимого Юрием Хачатуряном, вручались не только традиционные грамоты и дипломы, но и негосударственные награды реестрового Войскового казачьего общества «Всевеликое войско Донское». Награждаемые впервые — Юлия Девятова, Андрей Кравец, Ирина Шевякова, Татьяна Шматкова — из рук казачьего генерала Водолацкого получили медалевидные знаки отличия «За возрождение донского казачества», а уже имеющие такую награду (таковая уже вручалась в день 10-летия ансамбля) — Юрий Хачатурян, Сергей Антипов, Марина Ахромеева, Инна Гридина, Дмитрий Девятов, Оксана Джегутханова, Сергей Егоров, Александр Львов, Галина Попова, Ирина Туровская — крестообразные, покрытые красной эмалью, знаки отличия «За веру, Дон и отечество» 3-й степени.
Поздравления же должностных лиц рангом пониже и друзей «Любо» перемежались с выступлениями как самих виновников торжества, так и дружественных ансамблей. А таковых было немало: ростовский «Вольница», шахтинский «Зоренька», азовский «Гуляй, россияне!», волгоградский «Станица», питерский «Домострой», новочеркасский «Ковылёк». Некоторые из этих ансамблей именовались народными, но самым народным из них не только по званию, но и по сути, был фольклорный коллектив «Хуторок» из задонского хутора Ёлкина: два старика и несколько женщин тоже не первой молодости.
Да «дишканить» в столь почтенном по возрасту коллективе уже некому. Но коллектив этот не только в своих песнях, но и в речи своей все еще сохраняет особенности местного говора. «Мы тебе, Юрощка, пышищек напекли — поставь их в холодощек», — говорили Хачатуряну хуторянки. А гармонист Петрович растягивал свою новенькую гармонь. Петрович был мал ростом, но все же выделялся среди иных прочих членов своего коллектива фуражкой с алым верхом. Однако фуражка эта была форменным головным убором не дежурного по станции, как считали многие, а повседневным головным убором казака лейб-гвардии Казачьего полка. А парадным головным убором казаков этого полка с 1910 года была цилиндрическая шапка черной смушки с торчащим слева султаном из белых перьев и ниспадающим справа шлыком из алого сукна.
Именно в таких шапках и вышла мужская половина ансамбля «Любо» в заключительной части концерта. Костюмы хоть и напоминали форменное обмундирование гвардейских казаков 1809-1814 годов, но, в отличие от костюмов членов военно-исторических клубов, были не исторически точной, а все же сценической одеждой. Но и в сценическом костюме Юрий Хачатурян, имеющий нос с горбинкой и небольшие усы под ним, в некоторой степени напоминал атамана Платова. Ну как тут не славить Платова-героя, который, как говорится в одной песне о нем, «победитель был врагам»? И участники торжества славили его в исполнявшейся ими песне. А их руководитель уверял всех присутствовавших в зале, что бронзовый Платов стоит на постаменте в такой же, как и у них, форменной одежде.
Всего же за время торжества ансамбль «Любо» переменил три вида одежды: допетровских времен, периоды Отечественной войны 1812 года и, как выражаются члены военно-исторических клубов «на 1914 год». В форменной одежде 1910-1917 годов ансамбль «Любо» исполнял городские романсы. Среди них был и такой проникновенный, берущий за душу, как «Прости, звезда, пора мне спать». А после исполнения ансамблем «Любо» песни «Не для меня весна придет» зал театра буквально взорвался аплодисментами.
Автору этих строк ранее уже приходилось слышать не совсем полный вариант этой песни в исполнении ансамбля «Любо». Но отсутствие надлежащей концовки не производило на слушателей должного воздействия, о чем автор и сообщил руководителю ансамбля. И вот теперь коллектив вначале поет о том, что и весна придет, и Дон разольется, и сердце радостно забьется вовсе не для казака, для которого уже приготовлен кусок свинца, что в его тело белое вопьется, из которого кровь горячая польется. «Такая жизня ждет меня!» — заявляет исполнитель от имени героя песни в самом ее конце. И знакомый с историей казачества поклонник ансамбля просто цепенеет от этих слов песни. Так как подготовленный для восприятия такой песни слушатель понимает, что предназначением казака долгие годы и даже столетия было бездумное подчинение приказу свыше, отправлявшего его, зачастую еще даже не успевшего оставить потомства, в поход то на Индию, то на мятежную Польшу, то на восставшую Венгрию. А вернувшимся из похода казакам наградой за пролитую ими кровь зачастую была не матушка-землица, а всего лишь белевая петлица на воротник казачьего мундира.
Вот и в наши дни заповедными землями под коттеджи наделяются выходцы бог весть из каких краев, долгие годы протиравшие штаны с кантами алого сукна на стульях училищных аудиторий и лабораторий. А природные донцы, рвавшие свои шаровары с лампасами алого сукна в окопах Приднестровья и в горных лесах Абхазии, второе десятилетие кормятся баснями о ждущих их прелестях якобы государственной службы. А чтобы обещанной службы было не так нудно ждать, им на грудь периодически навешивают не имеющие статуса государственных наград бирюльки, громко именуя их «орденами» и «медалями».
Вот такие думы и размышления появляются у поклонников народного ансамбля казачьей песни «Любо» при знакомстве с ним и его репертуаром. И очень хорошо, что в Новочеркасске — столице казачьего Дона — есть издание, на страницах которого эти мысли можно обнародовать.