Сегодня:

(из истории Донского политехнического института )
100-летию НПИ-ЮРГТУ посвящается

(Продолжение. Начало в № 33, 34, 35).

Забудем, господа, едва ли,
Как слушатели возражали,
Чтоб политехникум назвали
Именем цесаревича!
А помните ли вы, как тут
Был над хозяевами суд
По делу рыковского взрыва?
Как наши слушатели рьяно
Писали в суд и атаману
И требовали так ретиво
Ужесточенья наказанья?
Где наше, господа, влиянье?
Эти строки я писала в 1978-80 годах, перерабатывала в 2000-2001, ещё не зная, что это всё вернётся в наше общество с возвращением капитализма. Что опять начнут возводить царепочитание, преклонение перед Николаем П, которого в народе прозвали кровавым, перед его смертельно больным сыном (тем самым цесаревичем, именем которого назвали ДПИ). Что будет закрыто огромное количество предприятий, что повсюду будут греметь взрывы.
А тогдашний рыковский взрыв — что это такое? Студенты-горняки, будучи на практике на шахте, где хозяином был Рыков, стали свидетелями, как из-за «экономии» хозяина на технике безопасности погибло много шахтёров, потребовали возбуждения дела и участвовали на суде в качестве свидетелей. Не напоминает ли вам, дорогие читатели, это событие то, что случилось в марте 2007 года, когда погибли шахтёры на Ульяновской шахте Кузбасса? Как ранее гибли люди на шахтах Ростовского Донбасса в 90-х годах ?
А церковный контроль ? Не возрождается ли он и сейчас? То ли попыткой возвести православную часовню? То ли уже действием католического костёла как раз напротив Главного корпуса НПИ, то ли пропагандой, проводимой в протестантской кирхе? По своим литературным делам я как-то заходила к ксендзу этого римско-католического храма -так он имеет интернет-связь непосредственно с Римом.
А тогда — в 1910 году — главный идеолог ДПИ отец Тихон обвиняет Православлева и Лисицына, Кашинского и Вологдина в излишне либеральном отношении к студентам ДПИ, в том, что позже, при Советской власти, стало общепринятым и естественным:
Вы с ними ходите в походы,
Отрыли мамонта скелет,
В Москву везёте на заводы,
В столовке дали им обед,
О них печётесь каждый миг!
А мысли знаете вы их?

Возможно, что прекращение занятий в ДПИ позже было сделано не без влияния «ревнителя христианства», моего однофамильца отца Тихона Донецкого. Он яростно спорит даже на вечерах и раутах, которые протекают в семьях преподавателей. Когда на вечеринке в семействе ректора Православлев объявил о приезде в Новочеркасск Н.А. Морозова, а Вологдин пояснил:
Морозов — шлиссельбургский узник —
Поэт, учёный, эрудит! —
Священник его сразу обрывает:
В восторге вашем — не союзник:
Он вольнодумством знаменит!
Христа Морозов отрицает,
«Евангелья — подлог!» — твердит.
Завязывается спор. Геолог Чирвинский вмешивается:
Но о Христе не вспоминают
Историки — Страбон, Тацит!
Православлев восторженно говорит о революционере:
Да, Морозов для нас- идеал!
Воля, память — выше похвал:
Свои книги, статьи и поэмы
На весьма различные темы —
Много лет он в уме держал.
Ведь ему по приказу охранки
Был к бумаге доступ закрыт.
Этот сын крепостной крестьянки
В заключеньи учил иврит,
Математику, космогонию,
«Веды», химию и санскрит!
Верьте — он прославит Россию,
Будет он ещё знаменит!
О.Тихон: Вам, мой сын, в нём пришлось обмануться!
Его мысли — как кислота:
Разъедают, чего ни коснутся,
Первым делом, — ученье Христа!
Вологдин: А вы, отче, в суждениях споры…
Ведь мы знаем, что он один
Из немногих, гноил которых
Алексеевский равелин.

(Продолжение следует).