Сегодня: 19 апреля 7777, Суббота

Автора этих строк сложно напугать коммунальными ужасами. По роду своей работы ему приходится бывать в наименее респектабельных местах наше­го города, где десятилетиями люди вынуждены жить в абсолютно нечеловеческих условиях. Но последний случай все же сумел поразить воображение. Вопиющая разруха всего в пятистах метрах от самого центра города. Та самая разруха, которая «в головах», во всей своей неприглядности…

«Есть улицы центральные…»

Есть улицы в нашем городе, на регулярный ремонт которых выделяются значительные средства из городского бюджета. А как же? Центральные улицы – лицо города и должны выглядеть безупречно. Что же, это прекрасно. С одной стороны. А что с другой стороны?
Всего в паре кварталов от подобного зримого благополучия находятся самые настоящие трущобы, куда десятилетиями не ступала нога коммунальщика. Старые дома исторического центра города – это тема для отдельного разговора. В подавляющем большинстве случаев там просто нельзя жить. Впрочем, у нас этим никого не удивишь. Такая проблема отнюдь не является уникальной для Новочеркасска. Достаточно вспомнить улицы и переулки Ростова, что сбегают от Большой Садовой к Дону. Тем не менее, размах проблемы еще не значит, что нуждами и бедами жителей этих районов вообще не стоит заниматься.

Все началось с благодарности

В редакцию газеты обратилась Светлана Ивановна Власова, проживающая по адресу: улица Красноармейская, 128. Попросила передать благодарность пожарникам, своевременно пресекшим пожар на прилегающей к дому импровизированной свалке. От свалки разговор плавно перешел на другие неприятности, которых у жителей этого злосчастного дома оказалось предостаточно. Поскольку место действия оказалось сравнительно недалеко от расположения редакции, автор этих строк решил прогуляться туда пешком. И очень правильно сделал. Поскольку проехать по улице Красноармейской от Богдана Хмельницкого до Михайловской, вероятно, значительно сложнее, чем выиграть парочку ралли-рейдов Париж-Дакар. Собственно говоря, здешний ландшафт никак не может претендовать на гордое имя «улицы». Это балка, а в балке — свалка. Импровизированные тропинки в бурьянах, проложенные местными жителями, назвать дорогой просто не поворачивается язык. Впрочем, нашему фотокорреспонденту, побывавшему в указанном месте после дождя, пришлось еще хуже.

Дом­призрак

Собственно, почему призрак? Ну, во-первых, из-за общих особенностей внешнего вида, а во-вторых, потому, что его просто в упор не видят представители городских коммунальных служб. Впрочем, все по порядку. Что бросается в глаза при беглом визуальном осмотре? Посетителя встречают наполовину рассыпавшиеся двери, затем над головой нависает странный вогнутый внутрь потолок, грозящий скорым и неизбежным обрушением. Если приглядеться снаружи к кладке стен, то видны значительные пустоты. Это кирпичи выпадают под действием выветривания. Ну, и в довершение всего, дом имеет свойство сползать вниз по склону балки. Диагноз получается неутешительным. Какие же меры принимаются для лечения? До недавнего времени дом №128 по улице Красноармейской был ведомственным и принадлежал Новочеркасскому почтамту. В ведение муниципалитета он был передан с октября 2004 года. За пару лет до того дом навестила комиссия — завхоз Узла связи и две женщины из ДГХ. Записали, что нужно полностью отремонтировать крышу, заменить окна и двери и сделать отмостку по периметру здания. Тем не менее, дом был передан на баланс города, именно в таком плачевном состоянии, и за прошедшее с тех пор время никаких действий по поводу его ремонта предпринято не было. Единственное, чего удалось добиться в результате трехлетней борьбы – это отремонтировать вышедший из строя водопровод. В течение этих трех лет жильцам дома приходилось таскать воду ведрами от ближайшей, но тоже неблизкой колонки. По вышеописанной «дороге». Всего в доме 3 квартиры и их обитатели явно не относятся к числу зажиточных горожан. Решить серьезные проблемы своего дома самостоятельно они не в состоянии. Поэтому регулярно все три года обращаются за помощью в обслуживающую организацию МУП «Жилремонт», которая сейчас активно борется за звание лучшей в городе управляющей компании. Молодого энергичного начальника участка МУП «Жилремонт» Сергея Шевченко, все-таки давшего некоторые опрометчивые обещания насчет ремонта крыши, застать на рабочем месте практически невозможно, он проводит планерки и разъезжает по объектам. А техники ссылаются на отсутствие денег, на проект, который необходимо заказывать в АПМ. Впрочем, искомый проект образца 1989-го года до сих пор пылится где-то в архивах почтамта. «В принципе, дом в общем-то неплохой по новочеркасским меркам», — сетует Светлана Ивановна Власова, — «ему бы ремонт кое-какой сделать. А именно – крыша, окна, двери и отмостка. О большем мы и не просим. Я работала в экспедициях много лет, объездила разные уголки страны, но хуже, пожалуй, видела только в городке Кирсанов Тамбовской области. Там вообще все дома деревянные, гнилые». То, что есть места и похуже, конечно, должно утешать. Но почему-то утешает слабо.

Пожарная ситуация

Как вы сами понимаете, стихийные свалки возле мусорных контейнеров сейчас образовываются везде. Большинство населения города в той или иной мере занимается ремонтом, строительством, а остальные перестают хранить в кладовках и гаражах старую рухлядь и бабушкину мебель. Поэтому кучи строительного мусора и старой мебели возле контейнерных площадок практически неизбежны. Тащат все. Порядок, согласно которому для вывоза крупногабаритных отходов нужно заключать отдельные разовые договора, заказывать машину, не прижился совершенно. Проще, быстрее и дешевле сволочь все к ближайшему контейнеру и свалить где-нибудь поблизости. Ну, если стыдно глядеть в глаза соседям, можно проделать это ночью или вывезти следы возросшего благосостояния чуть подальше, к чужому мусорнику. Но только не идти официальным путем. Российская страсть к халяве непобедима! В самом крайнем случае можно заплатить необременительный штраф по решению административной комиссии. И снова валить мусор на свалку у соседнего дома. Таким образом разруха, как верно заметил персонаж М. Булгакова, поселяется сначала в головах. И вышибить ее оттуда можно лишь самыми драконовскими мерами. Что, собственно, во всем цивилизованном мире успешно и делается.
Свалка у дома № 128 по улице Красноармейской возникла с появлением здесь двух мусорных контейнеров. Их установили по просьбе окрестных жителей в 1999 году. С тех пор спецавтохозяйство регулярно производит вывоз мусора из контейнеров. Из контейнеров, а не со свалки, которая вскоре тут образовалась. Да, в других случаях, хоть и скрепя сердце, ругаясь на все лады, все же подгоняют трактор с прицепом, куда лопатами весь скопившийся у контейнерной площадки мусор и убирают. Это когда свалка нагло портит облик городских улиц. Но не здесь, на Красноармейской, где свалка хорошо спрятана за деревьями и с дороги не видна. Именно на такую «скромную» свалку повадились по ночам вывозить и выносить свои отходы осведомленные жители близлежащих улиц. Место укромное, дорога рядом: «тащи, не хочу!» Сами местные жители пытаются следить за сбросом мусора, да куда там… За несколько лет свалка вольготно раскинулась на большом пространстве. А недавно произошла неизбежная в такую жару вещь: свалка запылала. По сухим бурьянам огонь мог в два счета добежать до окрестных домов. Спасибо, что оперативно сработали пожарные. В этот раз. А что будет дальше? И вообще, не пора ли наконец привести улицу в порядок, чтобы она и в самом деле походила на улицу, а не на свалку?

Фото Николая Склярова
row['name']