Сегодня:

Вот уже немало лет, со всех сторон слышно: “Школу в этом году оканчиваем. Вот ищем репетитора…” или “Дочь сегодня в девятом часу пришла: с утра школа, потом репетитор по математике, за ним ­ репетитор по английскому, дальше ­ репетитор по…”. С репетитором занимается чуть ли не каждый второй ребенок, и уже сложно определить, где же его больше учат: в школе или на дому за деньги. Как же так случилось? Каковы причины? Мы попытались разобраться.
Разные подходы к репетиторству сегодня очевидны: нельзя однозначно сказать, хорошо это или плохо. Другое дело, что в наше время размах репетиторства впечатляет.
Тревожный сигнал. Только чего? Учителя утратили профессиональную гордость или педагогическое мастерство? Ученики поглупели? Сама система обучения устарела? Или виной всему небольшая учительская зарплата? Другие факторы? Мы попытались взглянуть на ситуацию с разных сторон.
Я, скажем, за время учебы в школе сына, видела разные формы репетиторства.
Например, учитель русского языка пятиклассников-шестиклассников вызывает родителей в школу (всех по очереди) и доверительно им сообщает, что, мол, сына (дочь) необходимо «подтянуть» по предмету. Соответственно индивидуальный подход к каждому, поэтому в соответствии с классным журналом, вам сообщают, что сын (дочь) будет иметь оценку 5 (4,3), если два раза в неделю будет индивидуально заниматься со своим преподавателем. И какое родительское сердце не дрогнет! А потом происходит очень интересный водоворот денег и информации: учеников усаживают на задние парты во время какого-то урока, дают переписать диктант, который будет завтра, а там все зависит от молодой тренированной памяти.
Но чаще я видела других репетиторов. Тот же русский язык. Преподаватель — давно уже на пенсии, но это Преподаватель от Бога. Она может увлечь предметом, а не только «натаскать» на выполнение тестовых заданий. И увлечь у нее получается даже разгильдяев.
Или иностранный язык. Когда преподаватель, прежде всего докажет ребенку, что ему нужны знания, что без иностранного языка ему в жизни будет тяжело. А потом у таких преподавателей и учеников появляются неформальные отношения, которые очень трогательны, когда ребята советуются или доверяют свои тайны старшему, когда слышишь от своего ребенка, что это сказала З.П., значит это аксиома, — вот такие занятия не окупаются никакими деньгами. Здесь в ученика не только знания вкладывают, а и душу.
И еще, рассматривая эту проблему, хочу коснуться “виноватых”… Почему-то мы всегда списываем все на несостоятельность учителя и никогда не задаемся вопросом о несостоятельности самого ученика. Учитель работает с классом — это 25 — 30 человек. Сложившаяся в русской образовательной традиции классно-урочная система не дает возможности учителю уделить каждому учащемуся столько внимания, сколько тому необходимо, тем более все дети разные. В свою очередь, ученик может не очень ответственно относиться к учению. У репетитора группа гораздо меньше, он имеет возможность вести индивидуальную работу с каждым ребенком. У учителя такой “привилегии”, к сожалению, нет — он должен учить сразу всех
Спрос определяет предложение. Это известно каждому. А что касается такого вида репетиторства, когда за счет родителей пополняется бюджет учителя, то это просто безнравственно. Настоящий учитель никогда не опустится до того, чтобы предложить родителям нанять репетитора без веских на то причин. Если вы услышали такое предложение – это был не Учитель, а Ремесленник, зарабатывающий на обучении “обезьян” тестовым заданиям.
row['name']