Сегодня:

Каждый второй житель города после нескольких лет проживания в многоэтажных домах вполне может начинать писать мемуары с названием «Моя война». Нет, это не захват мира и не националистические игры безумцев – это борьба за существование, война за достойную жизнь. Иными словами, отстаивание своего конституционного права на жизнь, причем жизнь в человеческих условиях. И борются эти люди не с иноземными захватчиками, а со своими же обслуживающими организациями коммунального хозяйства, обязанными, согласно договорам и положениям, выполнять работы на коммуникациях для комфортного проживания граждан, которые им авансом эти работы оплачивают.
Примеров тому масса. Ставшую вечной проблему обслуживания мы рассмотрим на примере многострадального дома по адресу ул. Макаренко № 4.
27.07.1998 года жильцы этого дома начали битву за ремонт. Написали первое заявление тогдашнему депутату Законодательного собрания Ростовской области А.П. Волкову о необходимости ремонта здания и налаживании регулярного водоснабжения. Заявление получателем было переправлено в КЭЧ. Ответ от 30.07.98 получен стандартный: «Из-за слабого давления в городском водопроводе 1,0 атм., невозможно набрать резервуар, из которого вода подается на 7 домов. Вода подается с 7-00 до 9-00 и с 19-00 до 20-00. Ремонт дома идет регулярно, но из-за неполного материального и финансового обеспечения, производится не в должном объеме». Кроме сочинения этой филькиной грамоты, никаких действий по увеличению ремонтных работ до «должного объема» предпринято не было.
В 2001 году в доме стали перегорать бытовые приборы. Жильцы обращаются в электросети с требованием возместить убытки. Электросети оказываются ни при чем: «Внутренние электросети жил. дома ул. Макаренко, 4 состоят на балансе и обслуживании КЭЧ. Вводной электрощит 0,4 кв. этого жил. дома эксплуатируется с нарушениями ПТБ, ПУЭ, ППБ. Выход из строя бытовых приборов мог произойти из-за короткого замыкания на вводном эл. щите и отсутствия повторного заземления нулевого провода …». КЭЧ отмолчалась, видимо, «материальное и финансовое обеспечение» стало еще хуже.
Затем дом передали на обслуживание городским эксплуатирующим организациям, и вопрос капитального ремонта здания и его коммуникаций встал еще острее, ведь со временем трубопроводы и стены изнашиваются все больше и больше. Депутат областного Законодательного собрания А.П. Волков к тому времени становится мэром и уже в новом качестве получает очередное обращение жильцов. Ответ его от 19.12.2003 г. по-военному лаконичен: «Рассмотрев коллективное обращение жильцов дома №4 по улице Макаренко по вопросу капитального ремонта дома, сообщаю. Дом будет включен в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту».
За дело взялись с энтузиазмом, был даже составлен акт осмотра дома от 30.12.2003 г. В нем перечислена масса дефектов: «… во многих квартирах наблюдается затекание потолков и стен. Водоотливы и водосточные трубы разрушены ржавчиной и требуется их полная замена. Дождевая вода с крыши стекает по стенам дома и затекает в квартиры. Из-за сырости во многих квартирах стены покрыты плесенью. С внутренней стороны дома наблюдаются 2 трещины по всей высоте здания. Фундамент и цоколь также требуют ремонта. За 51 год в доме ни разу не производился капитальный ремонт по замене коммуникаций. Отопление в доме из-за забитости труб не соответствует норме. Система канализации постоянно выходит из строя, жильцы и сантехники всеми подручными средствами замазывают соединения труб и накладывают бандажи на дырки. Из-за давности лет эксплуатации вся канализационная система в подвале нарушена, случаются частые порывы труб и сточные воды собираются в подвалах, которые и так постоянно затапливаются грунтовыми водами. Водопроводная система также давно вышла из строя и эксплуатируется до сих пор только за счет постоянных ремонтов жильцами и домоуправления».
И в этом доме продолжали жить люди, в условиях (см. акт) просто нечеловеческих!
Впрочем, на составлении акта энтузиазм коммунальщиков закончился.
02.02.2004 очередной крик о помощи летит уже к Губернатору Ростовской области В.Ф. Чубу Вот несколько фрагментов письма: «… Все системы в доме находятся в плачевном состоянии, даже скорее в аварийном – это и отопление, и водоснабжение, и канализация, газовые трубы, электроснабжение… Канализационные трубы старые, прогнившие, держатся на краске да на хомутах, да еще на честном слове… Электрические провода, подходящие к нашему дому, крепятся на деревянных столбах, почти сгнивших, провисают над дорогой, и их часто рвут… По словам сотрудника Департамента городского хозяйства Картуновой Н.Н., наша очередь под № 112. Значит получается, что ждать надо еще лет 25-30, но за это время дом просто рухнет…».
Ответ от 02.03.2004 г. пришел из областного Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства. Оказалось, что и жильцы, и специалисты домоуправления, составившие акт, сильно преувеличивают: «… Холодное водоснабжение подается в нормативном режиме. Системы отопления и канализации находятся в рабочем состоянии, но требуют ремонта. Наблюдается частичное разрушение отмостки и штукатурного слоя цоколя. Визуальное наблюдение за возможными деформациями строительных конструкций будет установлено до 10.03.04. Ремонт кровли с восстановлением водоотводящих конструкций наружного водостока намечено выполнить до 20.09.04….» и т.д. Главе администрации города, в том же документе, «предложено обеспечить безусловное выполнение намеченных работ в установленные сроки».
Жильцы стали ждать перемен к лучшему. Результат равен нулю. Подтверждение? Пожалуйста! Ответ Главы Администрации от 27.09.04 на очередной вопль о помощи жильцов: «Эксплуатирующей организацией МУП «Жилремонт» на 24.09.2004г. выполнены следующие виды работ: 1. Установлены маяки и визуальное наблюдение за раскрытием волосяных трещин, ведется журнал наблюдений. 2. Выполнен текущий ремонт системы канализации и холодного водоснабжения. 3. Подвалы очищены от мусора, установлена входная дверь в подвал. 4. Выполнен ремонт приямков, установлены ограждения. 5. Выполнен текущий ремонт кровли. 6. Выполнены работы по замене стояка отопления в квартире № 29. 7. Установлены водосточные трубы. 8. Установлена входная дверь в подъезде».
Ремонт кровли и водостока, по ответу из области, должны были сделать до 20.09.04. Но 28.09.2004 года работниками того же МУП «Жилремонт» вновь составлен ряд актов обследования квартир №№ 1;10;27. Картина сложилась следующая. По кв. №1;10: «Необходимо оштукатуривание фасадной стены дома, ремонт ливнестока и кровли…»; по кв. № 27: « … В ванной комнате сквозная трещина, местами поднимает кафельные плиты на стене… Необходима замена канализационного стояка с 5 по 1 этаж. Для ремонта кровли требуется машина с подъемником». Иными словами, через восемь дней после предполагаемого окончания ремонта, коммунальщики только прикидывают, что ремонтировать и что для этого надо.
Дальше еще интереснее! В день составления акта работниками МУП «Жилремонт» (28.09.2004 г.) жильцы дома получили очередной ответ из области: «Согласно информации Государственной жилищной инспекции области, осуществляющей контроль за соблюдением правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, намеченные работы по ремонту кровли с восстановлением водоотводящих конструкций, системы центрального отопления, холодного водоснабжения, канализации и входных дверей жилого дома выполнены». Что это, откровенное издевательство или что-то иное?!
Возмущенные жильцы отправляют новое письмо Губернатору. Жильцы не начальство, им врать незачем. Их обращение от 20.10.04. гласит: «Мы получили ответ из Министерства строительства и ЖКХ №15/208-1261 от 28.09.2004 г. о том, что в нашем доме сделан ремонт. НО ДЕЛО В ТОМ, ЧТО ЭТО НЕПРАВДА. Единственное, что сделано, так это ремонт системы отопления в 16 квартирах и то не полностью. Все намеченные работы по ремонту кровли, восстановление водоотводящих конструкций крыши, систем холодного водоснабжения, канализации, отопления, ремонт входных дверей подъездов, подвалов, приямков, отмостки, установления ограждений не выполнены. Для кого составлялась эта отписка?».
Хотите верьте, хотите нет, но в следующем письме из области от 23.11.2004 г. говорится, что по факту выполнения всех перечисленных работ есть акты ГЖИ! Утешало лишь то, что дом обещали поставить на капитальный ремонт в 2005 году! Правда, в другом ответе от 07.12.2004 г. информация по срокам содержалась уже иная: «… работы по ремонту системы водоснабжения жилого дома по ул. Макаренко, 4 внесены в программу капитального ремонта на 2005-2010 г.г.»
Жильцы отреагировали новым письмом в Администрацию. Они писали, что вся информация о выполненных работах – это неправда: «Уважаемый Анатолий Панфилович, ответ, полученный на наш запрос, полностью не соответствует действительности и работники администрации всеми силами стараются подорвать Ваш авторитет и уважение к вам как к мэру г. Новочеркасска».
Война за место под крышей приняла затяжной характер. Как стрелы, в жильцов полетели бумаги. Область — 19.04.2005: «… о выполнении работ Вам будет сообщено до 20.10.2005». Город — 22.09.05 : «… Данный вопрос будет рассмотрен при составлении программы мероприятий по санитарной опиловке деревьев на период 2006-2007 гг». Область – 19.10.2005: «…Вопрос находится на контроле администрации г. Новочеркасска. О результатах Вам будет сообщено до 15.03.2006». Город — 03.10.05 «… Ремонт канализационной системы данного жилого дома включен в проект плана текущего ремонта на 2006 год». Область — 15.03.06: « …О сроках выполнения работ Вам будет сообщено до 15.06.2006».
Ко второй половине 2006 года жильцы пошли на усиление натиска: «В связи с тем, что на неоднократные обращения жильцов нашего дома, особенно в последние 2 года, по поводу очистки подвала и ремонта системы канализации в подвале дома никаких мер почти не принималось, нечистоты из поломанной канализации текут в подвал, в квартирах с 1-го по 4-й этаж стоит устойчивый запах нечистот, по улице возле дома невозможно пройти без противогаза, в подъездах большие скопления мух и комаров, просим Вас указать конкретные сроки окончания ремонта канализации и очистки подвала». Это письмо от 26.07.2006 г. Странно, что при таком отношении к себе, жильцы продолжают вносить оплату за обслуживание жилья, невзирая на невыполнение почти всех пунктов договора между ними и обслуживающей организацией. А ведь жильцов – это целых 40 квартир, сумму прикиньте сами.
Устав жить в свинарнике, владельцы квартир взялись сами менять канализационные трубы, проходящие по их квартирам, заплатив шабаям не менее 6 тыс. с носа. В роли шабаев выступали работники одной из городских коммунальных служб. Материалы брались подешевле, т.е. на рынках, оплата происходила соответственно. В том же месяце жильцы получили еще одну интересную отписку от 12.07.2006 г.: «… намеченные работы по ремонту системы канализации данного жилого дома выполнены. При предоставлении необходимого пакета документов, эксплуатирующая организация произведет перерасчет оплаты услуг по текущему ремонту за приобретенный материал». Нужно ли говорить, что на рынке чеки, как правило, не даются?
В нашей истории мы имеем две диаметрально противоположные точки зрения: обычных граждан (жильцов) и чиновников. Первые говорят, что они задыхаются от вони и насекомых, что дом дал трещину и грозит обрушением, что ремонтов не производится в должной степени, а МУПы и чиновники успокаивают, что ремонт идет семимильными шагами, и все не так страшно.
На сегодняшний день ситуация такова. В доме, в период 2004-2005 годов, заменено отопление и холодное водоснабжение, кое-как отремонтирована кровля. Однако брак от кровельных работ остался, и устранять его никто не собирается. Водосточные трубы установлены неправильно, отбойники не выполняют своей функции, воронки тоже, вода продолжает литься по стенам, размывая кладку. Проблему с канализацией так и не решили. Все попытки прорваться на прием в администрацию потерпели фиаско. Как только фекальные воды размоют последние опоры и фундамент дома по ул. Макаренко 4, наш город попадет в общероссийские новости с модной проблемой аварии по вине «человеческого фактора».
Остается надежда, что после сдачи Ледового дворца в эксплуатацию, взоры властей, все-таки, обратятся в сторону катастрофически ветшающего жилого фонда, и борьба с вышедшими из строя коммуникациями и инженерными конструкциями начнется в полную силу. «Причем здесь Ледовый дворец?» — спросит читатель. Для получения ответа пусть он подойдет к любому работнику на площадке строительства дворца и спросит: в какой именно организации или на каком предприятии тот работает. Ответы позабавят даже самых нелюбознательных горожан.