Сегодня:

Обзор прессы

Еще 28 марта 2007 года президентом ЮРГТУ (НПИ), профессором В.Е. Шукшуновым, на заседании Ученого Совета был сделан доклад «О проблемах ЮРГТУ (НПИ), требующих оперативного решения». В докладе этом им была названа почти дюжина проблем, которые отрицательно сказываются на жизнедеятельности университета, названы задачи, которые необходимо решить коллективу ЮРГТУ для устранения этих проблем. Лишь решив эти проблемы, коллектив ЮРГТУ, по мнению его президента, сможет осуществить стратегический план развития университета на 2004-2010 годы, который Ученый Совет университета обсудил и одобрил 25 мая 2004 года.
Доклад президента ЮРГТУ (НПИ) В.Е. Шукшунова был опубликован в университетской многотиражке «Кадры индустрии», № 6 за 11 апреля 2007 года. Из его доклада можно было узнать следующее:
1. Главной проблемой образования была и остается проблема обеспечения высокого качества образования. Но все 4 составляющие качества подготовки специалистов в ЮРГТУ (НПИ) не соответствуют тому, что достигнуто другими техническими университетами страны. Решение этой проблемы следует начинать с повышения качества профессорско-преподавательского состава, но система его подготовки и постоянного усовершенствования в университете разрушена.
2. Наряду с показателями качества подготовки специалистов в оценке деятельности вуза и в определении его рейтинга большое значение имеют такие критерии, как: потребность рынка труда в конкретных специальностях; заинтересованность работодателей в специалистах-выпускниках конкретного вуза по конкретным специальностям; уровень зарплаты выпускников данного вуза и успешность их карьерного роста. Поэтому только стабильная востребованность специалистов-выпускников ЮРГТУ (НПИ) может обеспечить будущее самого вуза.
3. Об ЮРГТУ (НПИ) и об его выпускниках, его ученых ведущие объединения работодателей (РАО «ЕЭС», «Газпром» и т.п.) и академическое сообщество страны знают мало. Поэтому они не голосуют за наш вуз, когда он участвует в различных конкурсах.
4. Кадровая политика имеется лишь на бумаге, а на практике она успеха не приносит. ЮРГТУ (НПИ) в ряде случаев отстает по важнейшим показателям от деятельности отдельных вузов не только страны, но и ЮФО. На низком уровне находится работа по внедрению новых образовательных методик и технологий — прежде всего, современных информационных технологий в учебном процессе, в управлении университетом.
5. Модернизации образовательного процесса в ЮРГТУ (НПИ) — техническая, технологическая, методическая и организационная — должны носить системный характер и являться самым приоритетным направлением деятельности сотрудников университета.
6. Второй основной составляющей деятельности университета (после образовательной) является его научная деятельности. Однако недостаточно высокий уровень фундаментальных научных исследований является причиной того, что ЮРГТУ (НПИ) в научном отношении не воспринимается как вуз, вносящий большой вклад в развитие науки, в создание технологий, в разработку новой техники страны и региона. Поэтому и в этой области ЮРГТУ (НПИ) мало знают на федеральном и на региональном уровнях.
7. Уже сейчас, не дожидаясь выхода федерального закона, необходимо начинать работу по подготовке вуза к переходу на двухуровневую систему высшего профессионального образования. При подготовке рекомендаций ректорат и учебная часть должны исходить из того, что в ЮРГТУ (НПИ), в котором ведется подготовка специалистов по естественно-научным, техническим, гуманитарным и социально-экономическим специальностям, может проходить подготовка специалистов с высшим образованием как по одноуровневой, так и двухуровневой системам.
8. Необходимо как можно скорее заняться разработкой комплекса мер, обеспечивающих переход университета на обучение студентов по единым программам на первом и втором курсах.
На этом можно было бы и закончить рассказ о проблемах ЮРГТУ (НПИ), требующих оперативного решения. Но его президент во всеуслышание заявил еще о нескольких весьма специфических проблемах.
9. Острая проблемная ситуация сложилась в вузе с воспитательной работой. Причины этого — утрата связи профессорско-преподавательского состава со студентами, а также — формальность ведения учебного процесса, через который и должно осуществляться воспитание студентов.
И, наконец, «мерзостные поступки отдельных преподавателей и сотрудников-мздоимцев, которые развенчали в глазах молодых людей веру в слова и дела преподавателей». А посему необходимо «вернуться к планированию второй половины дня преподавателей, предусмотрев воспитательную работу со студентами».
10. «Десятая проблема — это взяточничество в ЮРГТУ (НПИ), — сказал его президент. — Его масштабы поражают (тут напрашивается фраза «воображение здравомыслящего человека», но президент выразился иначе) все больше и больше клеток организма университета». Для спасения уже пораженного, но все еще живущего организма ЮРГТУ (НПИ) его президент предложил ряд мер, среди которых были: сдача экзамена с помощью компьютерных тестов; отведение на период проведения экзамена аудиторий и лабораторий, оснащенных камерами наблюдения и аппаратурой прослушивания; введение практики присутствия на экзаменах членов комиссии из числа преподавателей и студентов-активистов. Вероятно, студенты-активисты не станут покрывать преподавателей-взяточников, как это делают сейчас все прочие студенты, из-за чего, по словам президента ЮРГТУ (НПИ), «практически ни один взяточник нашего университета не получил срок и не отсидел даже в том случае, когда он был схвачен за руку».
11. Последним пунктом обширного доклада президента ЮРГТУ (НПИ) стало его напоминание о том, что «Ученый Совет университета — это высший коллективный орган управления вузом, который наряду с ректоратом несет полную ответственность за положение дел в вузе, за все стороны его деятельности». А посему Ученый Совет разделяет с ректоратом не только славу побед вуза, но и (тут напрашивается словосочетание «горечь поражений», однако президент вновь выразился иначе) отвечает в полной мере за провалы в его работе, за нерешенные проблемы.
Итак, мы, уважаемые читатели, ознакомились сами и познакомили вас с почти дюжиной проблем ЮРГТУ (НПИ), требующих оперативного решения, но не нашли среди них проблемы религиозно-нравственного воспитания студентов. По всему видно, что проблемой этой не озаботились ни Ученый Совет, ни ректорат, ни сам президент ЮРГТУ (НПИ). Но проблема эта почему-то крайне взволновала благочинного новочеркасских приходов, директора Фонда попечителей этих приходов, главного (теперь — уже бывшего) городского идеолога и контролировавшийся им муниципальный печатный орган. Да так взволновала, что для ее информационной поддержки были привлечены и преданный некогда поруганию прихожанами Александро-Невского храма корреспондент «НВ» Дмитрий Гагин («НВ», № 14), и вмиг забывшие и отбросившие свое советско-атеистическое воспитание лидеры поселковой ветеранской организации Е.Д. Тихонов и Г.В. Рогова («НВ», № 15), и занимающаяся свободным творчеством журналистка Марина Корвякова (НВ», № 20).
Из публикации М. Корвяковой «Блажен, кто верует! Тепло ему на свете» мы приведем лишь одну цитату. Но зато какую! Вот она: «…в церковь ходят все те же полпроцента». То есть число верующих, посещающих православные храмы, составляет лишь полпроцента всего населения Новочеркасска. В абсолютных цифрах это будет (185 000 : 100) х 0,5 = 925 человек. Разделим это число на количество новочеркасских православных храмов и получим 925 : 10 = 92,5 человека. То есть в среднем на каждый храм не набирается и сотни верующих!
На южной окраине поселка Октябрьского, рядом с платной автостоянкой, стоит почерневший крест. Лет пять назад им обозначили место будущего православного храма, но дальше креста дело не пошло. Вот и посодействовать бы лидерам поселковой ветеранской организации в продвижении этого богоугодного дела. Но они, вспомнив почины своего комсомольского прошлого, провозглашают со страниц муниципального еженедельника. Так общественность подводят к мысли, что «Даешь часовню в ЮРГТУ! Она нужна всем нам…».
Видно, президенту ЮРГТУ (НПИ) проще привлечь к воспитанию студентов священнослужителей, чем заставить служащих под его началом «преподов» решить девятую проблему вверенного ему вуза — ликвидировать «острую ситуацию с воспитательной работой».