Сегодня:

На широкие экраны вышел боевик Ли Тамахори «The Next» – история о сотрудничестве предсказателя и спецслужб.
Филипа Киндреда Дика, непревзойденного научного фантаста, главного визионера современности и отца-основателя киберпанка, можно без преувеличений назвать самым экранизируемым американским автором. За последние двадцать пять лет в Голливуде успели снять восемь лент по мотивам диковских произведений, причем четыре из них – «Бегущий по лезвию бритвы» Риддли Скотта, «Вспомнить все» Пола Верховена, «Час расплаты» Джона Ву и «Особое мнение» Стивена Спилберга – собрали рекордные кассы и полюбились зрителям всего мира. И все же за пределами родных Штатов посмертно обласканный киноделами Ка Дик по-прежнему остается автором, «широко известным в узких кругах». Оно и неудивительно: фильмы, созданные вроде бы на основе диковских произведений, к творчеству писателя отношение имеют самое посредственное. Как говорил уже упомянутый Риддли Скотт, «я романа не читал, мне и сценария хватило». Шутки шутками, но голливудская манера делать остросюжетные боевички из философских текстов фантаста давно стала своеобразным трендом. В этом сезоне традицию продолжает Ли Тамахори («Умри, но не сейчас», «Поймай меня, если сможешь», «Три икса-2»), снявший по коротенькому рассказу Филипа К. Дика «Золотой человек» семидесятимиллионный блокбастер «Пророк» (в оригинале – «The Next»).
По части несоответствия ленты оригиналу Тамахори переплюнул всех и вся. От исходного рассказа в «Пророке» остается только имя героя – Крис Джонсон – и собственно мотив предвидения; все остальное – плод буйной фантазии бессменного сценариста «Крепких орешков» Гэри Голдмана. Герой рассказа Ка Дика даже не хомо сапиенс – это бессловесный золотокожий мутант, лишенный лобных долей мозга, но зато способный заранее, как в шахматах, просчитывать все возможные варианты развития событий. У Голдмана и Тамахори напротив действует самый обыкновенный человек, отличающийся от окружающих лишь способностью видеть (а стало быть – менять) собственное будущее на две минуты вперед. Никаких постъядерных ландшафтов – типичного для Дика антуража – зрителю тоже не покажут. Киношный Крис Джонсон (Николас Кейдж) живет в Лас-Вегасе, служит фокусником в дешевеньком шоу, подрабатывает мелкими выигрышами в окрестных игорных домах и ежедневно посещает один и тот же ресторан, где рано или поздно должна появиться Женщина Его Мечты (Джессика Бил). Все бы ничего, да на беду едва встретившихся влюбленных ведущий агент ФБР (Джулианна Мур) решает привлечь мистера Джонсона к поимке злодеев, вознамерившихся взорвать в Вегасе мегабомбу российского (!) производства. А поскольку даром Криса заинтересовались не только спецслужбы, но и террористы, герою придется спасать как Америку в целом, так и свою зазнобу – в частности…
При всей избитости сюжета Ли Тамахори ухитрился снять довольно эффектную, увлекательную и визуально симпатичную ленту, находящую отклик в зрительских средцах. На первый взгляд все идет, как положено: любимцы публики Кейдж и Мур играют не то чтобы оригинально, но вполне достойно, действие всю дорогу держит в напряжении, зал охает, ахает и сопереживает героям вплоть до финальных титров (идущих, в соответствии с «провидческой» направленностью, сверху вниз). Однако по зрелому размышлению оценить «Пророка» больше, чем на «трояк» с плюсом за драйв, не получается. Почему? Прежде всего, из-за сюжетных нестыковок и нелепиц, количество которых по ходу фильма растет просто-таки в геометрической прогрессии. Отчасти все упирается в хронометраж: если в начале полуторачасовой картины режиссер неспешно разворачивает масштабную, с множеством ответвлений, фабулу, то примерно с середины начинается горячка с малоосмысленной беготней вокруг дивана. Свою роль играет и то, что кино, балансирующее на грани боевика и мелодрамы, в конце концов склоняется в сторону последней. Занимающая добрую половину экранного времени любовная линия – знакомство Криса и его пассии, совместное путешествие, разговоры «о чуйствах», слияние душ и тел, – хороша как с технической, так и с логической точек зрения. Но как только в фокус камеры попадают федералы или террористы, впору выносить святых и плакать в голос.
Что такое ФБР в трактовке Тамахори? Поразительно беспомощная организация, не способная ни изловить преступников, ни завербовать нового человека (герой Кейджа, по сути, соглашается на сотрудничество по доброте душевной), ни засекретить собственную деятельность от злоумышленников. Террористы, впрочем, непринципиально лучше – если только на территории Лас-Вегаса не отстроено казино стратегического назначения, в подрыве игорной столицы Штатов нет ни малейшего смысла. Интерес бомбистов к Крису и вовсе смехотворен: ребята гоняются за фокусником лишь потому, что героиня Джулианны Мур ищет с ним встречи. Невольно вспоминается бородатый анекдот: «Где разум, где логика?»… В общем, как ни старался режиссер разукрасить нелирическую часть хорошо поставленными трюками, замаскировать общую бессмысленность действа ему не удалось.
Не красят кино откровенные, дурно замаскированные заимствования из спилберговского «Особого мнения»; под него стилизованы отдельные кадры, целые погони и даже афиша – озабоченный профиль Кейджа плюс неясный пейзаж на лазурно-голубом фоне. Ничего, кроме вопросов, не вызывает камео Питера Фалька, изобразившего не то родственника, не то приятеля Криса: создается впечатление, что третьестепенный персонаж введен в сценарий только для того, чтобы заманить в кино фанатов легендарного Коломбо. Очень средне смотрится в кадре Джессика Бил. Девушка играет ясноглазую и трогательную, но все-таки мебель, главное предназначение которой – быть спасенной Кейджем сотоварищи. Да и внешность барышни – медовые кудряшки, надутые губы и стандартная фигура, упакованная в грубый деним, – пресновата: каноны «американской техасской красоты» не приживаются за пределами ковбойского штата.
И все же есть в «Пророке» изюминка, ради которой стоит смотреть эту, по большому счету, среднюю ленту, – финал. После многочисленных погонь, перестрелок и катастрофической развязки (лирическая героиня спасена, а вот бомбу обезвредить не удалось), внезапно выясняется, что все, что происходило на экране за последние сорок минут, – не более чем развернутое видение Криса. Полюбив, вчерашний предсказатель собственного будущего становится истинным пророком, способным предвидеть и вершить судьбы мира. Эта неожиданная, красивая и умная концовка разом перечеркивает все прегрешения создателей картины, превращая «The Next» из никакой экранизации хорошего рассказа в кино, о просмотре которого вспоминаешь с удовольствием.
row['name']