Сегодня: 19 апреля 5225, Суббота

Всемирный день свободы прессы

«Десять лет «Частная лавочка» своими публикациями подтверждает, что в России есть свобода слова», — написал нам в поздравлении «Московский Комсомолец на Дону». Читать это приятно, но…

3 мая отмечался Всемирный день свободы прессы. Накануне сразу в трех западных рейтингах Россия оказалась в разряде стран с несвободными СМИ. Составители рейтингов объясняют такие показатели тотальным контролем за СМИ со стороны власти, политическим давлением на независимую прессу, планами контролировать Интернет и, главное, убийствами российских журналистов. Еще ранее, в прошлом году, Россия заняла 2-е место после Ирака по числу убитых журналистов (за последние пять лет убиты 11 журналистов, но ни одно расследование не доведено до конца).
В ежегодном докладе Freedom House, обнародованном в Вашингтоне на конференции «XXI век и угрозы для свободы прессы», Россия получила рекордно низкую позицию – 164-е место из 195 возможных. Страны в списке делятся на три категории: со «свободными», «частично свободными» и «несвободными» СМИ. Россия не только сохранила «несвободный» статус, но и потеряла шесть пунктов по сравнению с прошлым годом, оказавшись в окружении таких стран, как Венесуэла, Азербайджан, Того, Казахстан, Свазиленд и Таджикистан.
Одновременно с докладом Freedom House на сайте госдепартамента США появился список семи государств, в которых ситуация со свободой прессы резко ухудшается. В нем Россия попала в компанию с Афганистаном, Венесуэлой, Пакистаном, Филиппинами, Египтом и Ливаном.
Наконец, Комитет защиты журналистов, который находится в Нью-Йорке, поставил Россию на третье место в Топ-10 стран, ущемляющих свободу СМИ. В этом перечне фигурируют также Эфиопия, Гамбия, Конго, Куба, Пакистан, Египет, Азербайджан, Марокко и Таиланд.

В конце марта этого года в Нальчике, на общественных слушаниях Комиссии Общественной палаты РФ по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации, в которых я приняла участие, руководитель службы мониторинга Фонда защиты гласности Борис Тимошенко рассказал о «Карте гласности».
Карта России, выполненная в разноцветной гамме, показывает, что лишь 21 российский регион считается «относительно свободным», тогда как 43 — «относительно несвободными». Еще в 17 регионах свобода прессы по-прежнему минимальна. Зеленый цвет, выбранный для обозначения свободных областей, на карте отсутствует.
7 декабря 2006 года президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов, выступая в старейшем в мире пресс-клубе в Вене (Австрия), комментировал эту карту.
По словам Симонова, «существуют две России: одна для правящей элиты, другая для простых россиян». Президент ФЗГ отметил, что российские журналисты обеспокоены будущим страны, где ряд «общественно значимых событий» привнес в жизнь атмосферу страха.
Рассказывая об убийстве обозревателя «Новой газеты» Анны Политковской, Симонов процитировал ответ президента Путина на вопрос о том, какое влияние окажет смерть журналистки на общество: «На российскую политику никакого влияния она не окажет». «Это означает, что голоса даже лучших журналистов, выкрикивающих обвинения в адрес власть имущих, в России не слышны. Вот почему свобода слова в России — далеко за горизонтом», — сказал Алексей Симонов.
Между тем Международный институт прессы (МИП) принял решение присвоить Анне Политковской звание 51-го Героя борьбы за свободу прессы. Директор МИП Йохан П. Фриц, передавая награду Алексею Симонову, высоко оценил труд Политковской, назвав журналистку «выдающейся личностью и ярким примером борца за права человека… Несмотря на угрозы и запугивания, она продолжала журналистские расследования до самого конца».

Очередной аргумент для снижения рейтинга свободы прессы России дал правозащитным организациям скандал вокруг Фонда «Образованные медиа», правопреемника некоммерческой организации «Интерньюс».
Глава «Интерньюс» Манана Асламазян, возвращаясь из-за границы, заявила таможенникам, что везет 9500 евро — т. е. приблизительно на $2800 больше, чем разрешенные к незадекларированному провозу $10 000. Госпожу Асламазян обвиняют в контрабанде, а ее действия, по оценкам адвокатов, тянут лишь на статью 16.4. Кодекса об административных правонарушениях “Недекларирование либо недостоверное декларирование физическими лицами иностранной валюты”, максимальное наказание по которой — штраф в 2500 руб.
Однако милиционеры обратились к юридическому лицу и изъяли в офисе “Интерньюс” все серверы с информацией о прошедших и назначенных конкурсах и тренингах для сотрудников региональных телекомпаний. В итоге деятельность организации, которая с 1997 г. подготовила 15000 квалифицированных сотрудников региональных телекомпаний — не только журналистов и операторов, но и менеджеров и бухгалтеров, — парализована. Отменены шесть семинаров, три дистанционных курса и конкурс “Время действовать”, назначенные на май и начало июня. Работники фонда “Образованные медиа” ушли в отпуск до конца мая.
«Интерньюс» обучал и новочеркасских журналистов. В январе этого года в Москве на семинаре была я. «Интерньюс» был одним из организаторов конкурса «Произвол в законе» — для журналистов, пишущих о нарушении прав человека. В 2005 году я стала его лауреатом, при вручении награды общалась с Мананой Асламазян…
В защиту этой организации и ее руководителя журналисты России обратились с письмом к Президенту России. «Образованные медиа», — пишут они, — никогда не занимались политической деятельностью. Организация учила региональных журналистов делать профессиональное и ответственное телевидение. Сегодня многие выпускники «ОМ» являются гордостью российского телевидения. Они успешно трудятся как на государственных каналах, так и на каналах, не принадлежащих государству (это тысячи журналистов, работающие в сотнях региональных станций России). Манана Асламазян – член правления Академии Российского телевидения, она долгое время принимала участие в работе Федеральной лицензионной комиссии при Министерстве печати и информации РФ. Конкурс «Новости – время местное», который в течение нескольких лет проводила по всей России возглавляемая ей организация, стал заметным событием в жизни электронных СМИ и был удостоен высшей национальной телевизионной премии «ТЭФИ». Ее авторитет в телевизионном сообществе России непререкаем» <…> Остановите расправу с «Образованными медиа». И, может быть, эта маленькая история станет шагом к восстановлению диалога между властью и обществом. У нас еще есть шанс. Прислушайтесь к нам, господин Президент».
Под этим письмом подписались Алексей Симонов, Павел Гусев, Светлана Сорокина, Леонид Парфенов, Эдуард Сагалаев, Виктор Шендерович, Михаил Осокин, Евгений Киселев, Елена Масюк, Татьяна Толстая — собрано уже более двух тысяч подписей журналистов центральных и региональных изданий. Павел Гусев, председатель комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ заявил: «Мы ставим этот случай на контроль, создаем рабочую группу, готовим в адрес руководства МВД соответствующий запрос, где просим разъяснить ситуацию, указать, что это дело вызывает общественную озабоченность, что мы в этой ситуации не можем стоять в стороне».
Под письмом Президенту в защиту «Интерньюс» — «Образованные медиа» подписались и новочеркасские журналисты: сотрудники 37-го телевизионного канала и я – главный редактор «Частной лавочки».