Сегодня: 18 апреля 8393, Воскресенье

Ах, вернисаж!

Заголовок с припиской «Ко» не просто модная тенденция куда ни попадя приставлять этот слог, придавая тем самым значимость и весомость. На мой взгляд, В.П. Есаулов дополнит своим присутствием практически каждый Коллектив, разнообразит Компанию, привнесет новые идеи в Команду и, без сомнения, украсит картинами любую Комнату. Мне кажется, что без упоминания о некоторых людях из его окружения, сказ об удивительной личности будет неполным, а, значит, не правдивым. Судите сами…
Дело было так. Узнав о выставке живописи, графики и декоративно-прикладного искусства Василия Пантелеевича Есаулова, проходящей в выставочном зале дома-музея И.И. Крылова, я попросила договориться о встрече с ним. Предварительно поинтересовалась, с кем же буду иметь честь общаться и получила информацию, что собеседник 1927 года рождения, находится в здравом уме и бодр духом. Я, признаюсь, составила свое мнение о художнике, вообразив вальяжного, медлительного бородатого мэтра, с большим, видным грузом жизненных проблем, а вследствие этого с малым желанием общаться. Благо, долго мучиться в догадках не пришлось, ведь встреча была назначена на следующий день.
Я так тянулась к неизведанному, что добежала к выставочному залу раньше оговоренного времени и успела осмотреть представляемую экспозицию. Вполне актуальные работы зародили тень сомнений в правильности сведений о возрасте их автора. Ждать ответа оставалось минут пять. Вдруг в зал впорхнул невысокий, жизнерадостный «почти юноша» со светящимися глазами, радушной улыбкой и фразой: «Ну, кто тут меня ждет?».
Ну это ошибка, подумала я, годков 10-15 прибавили, спеша подтвердить свои догадки. Мы познакомились и присели для обсуждения жизни и творчества художника. Василий Пантелеевич обрушил на меня поток интересных воспоминаний, засыпал разнообразными историями. Он без заготовок и подсказок рассказывал и давал более чем развернутые объяснения на мои вопросы.
Свое 80-летие он отмечал 20 марта этого года. Родился, учился и жил в Новочеркасске. До того, как был призван в армию, работал токарем. С 1944 года служил в артиллерии. Он не участвовал в боевых действиях Великой Отечественной войны, как и многие его одногодки. Волей случая День Победы ему довелось встретить на побывке дома. Но солдатскую кашу он попробовал, а отголоски суровых военных действий затронули его, повлияв на становление личности, тем самым, и на дальнейшее творчество. Как раз в армейские годы он, продолжая детские, оставшиеся на том этапе лишь самодеятельностью, опыты рисования, развил способности в более профессиональные художественные навыки. Он оформлял дома офицеров и писал портреты военачальников до окончания своей службы в 1951 году. После чего вернулся в Новочеркасск и женился. Судьба свела и объединила двух творческих людей. Нина Георгиевна занимается вышивкой и тоже иногда проводит показы своих рукодельных работ.
В 1975 году под руководством Н.В. Овечкина и Н.Я. Бута Есаулов трудился над формированием переднего плана диорамы «Форсирование Днепра у села Войское в 1943 г.». После удачного завершения своей части работ в 1977 году он был приглашен художником-баталистом Овечкиным для участия в создании панорамы «Плевенская эпопея — 1877». Он много экспериментировал, пробовал, и старания не уходили в пустоту. Свой художественный след он оставил в оформлении выставочных экспозиций музеев Ростовской области. Многое в музее истории донского казачества — воплощение идей Есаулова.
Василий Пантелеевич был дизайнером и рекламщиком еще когда такие названия профессий не употреблялись: тогда это была промграфика и оформительство. Он работал над изображением на конвертах. Игра «Морской бой» некоторое время выходила в упаковке по его эскизам. Многочисленные этикетки для вин, выпускаемых в 70-е годы в Новочеркасске, тоже были «на его совести». В общем, всего не перечесть.
Творчество творчеством, но росла и семья. Сейчас Есаулов дважды отец, четырежды дедушка, и уже полгода у него есть маленькая правнучка Виктория — «победа» и, наверное, одна из самых важных. Перечислять должности и заслуги Василия Пантеевича и всех его домочадцев не имеет смысла. Скажу лишь, что один из сыновей — Георгий — пошел по его стопам. Он живет в Москве и добился там больших результатов в архитектурной, дизайнерской и художественной деятельности. Он и написал брошюру к юбилейной выставке, подаренную мне, по моей просьбе, виновником торжества. В ней только добрые слова, а как иначе…
Что еще скажешь о юбиляре: полон сил, с богатым внутренним миром, общительный и обаятельный. Мастер на все руки, он делал эксклюзивные рамки и расписные шкатулки в подарок жене. Одна из них, «говорящая» с деревянными голубками на крышке, многое поведает своей хозяйке и нам, созерцающим, о чувствах своего создателя. Он схватывает все на лету и сыплет задумками, причем не оставляя их только словами. Трудолюбивый и целеустремленный, он научился всему самостоятельно, а главными учителями считает жизнь и свою наблюдательность. Желание найти в обычном необычное тоже немаловажно для того, чтобы любое дело по душе спорилось в его руках. Есаулов любит все свои работы, вернее, каждую в отдельности и не отдает ни одной предпочтения. Корпит над каждой деталью до наилучшего результата. А поскольку на всех не угодишь, значит, важно угодить себе.
Раньше он занимался графикой и часто писал портреты. Перерисовав родных и знакомых, некоторых известных личностей и людей с интересными ему лицами, он убедился, что портретные работы не так востребованы, как живописные. Со второй половины 80-х годов Есаулов пишет в основном природу.
Поскольку к юбилею на выставке было задумано осветить как можно больше знаковых моментов из жизни автора, ретроспективный показ получился разнородным и разноплановым. Эта особенность отражает понемногу стороны творчества и занятия Есаулова.
Среди представленных картин есть образ одной из внучек — Насти. Портрет старейшего художника Новочеркасска Мираханова очень характерный и необычный. Еще одна чудесная и одухотворенная работа — пятилетняя племянница Лариса, запечатленная уже более 40 лет назад. Теперь возле своего детского изображения с улыбкой фотографируется повзрослевшая натурщица. Самые ранние работы выставки — четыре черноморских пейзажа — сильно отличаются по технике и тонам. Масштабный и более современный цикл пейзажей занимает одну из стен зала, самое новое полотно — «Лес на берегу Дона». А что будет дальше, что появится из-под его кисти, пока не знает даже сам художник. Какой мотив затронет струны его души в следующий раз и заставит вылить ощущения на холст снова, всегда загадка.
К творчеству Есаулова можно относиться по-разному. Но одно ясно — равнодушным не останешься, а значит, все не зря. Есть смысл идти дальше, есть к чему стремиться, тем более без любимого дела — не жизнь. А за свою стойкость и работоспособность Василий Пантелеевич по праву уважаемый человек.
Выставка продлится до 23 апреля. Но шанса сравнить написанное здесь с действительным не будет, так как это лишь мой взгляд на работы и мировоззрение автора. А ваш взгляд пусть будет независим, но справедлив. Ведь картины нужно смотреть и это — лучшая награда их создателю и смотрящему.