Сегодня:

Миротворчество

В марте 2007 года Союза «Женщины Дона» распахнул свои двери для участников семинара работников образования Ростовской области и Чеченской республики.
Новый проект этой общественной организации стал логическим продолжением миротворческой миссии этой региональной общественной организации. В прошлом году конференцией «К общему будущему через диалог, культуру мира и ненасилия» завершилась работа над проектом «От реабилитации к миротворчеству», осуществленном при поддержке программы Matra/KAP Посольства Королевства Нидерландов, Института Мира США, Министерств образования Ростовской области и Чеченской республики. И вот – новый проект «Вместе планируем перемены», поддержанный Европейской Комиссией и Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство» (руководитель Э.А. Памфилова). В рамках проекта планируется проведение одного реабилитационного семинара для учителей из Чечни и Ростовской области, двух обучающих семинаров и итоговая конференция. На последней должны встретиться участники сразу двух проектов — «От реабилитации к миротворчеству» и «Вместе планируем перемены». В ходе конференции будет обобщен опыт практической совместной деятельности работников образования и гражданских организаций Северокавказского региона по формированию культуры мира и ненасилия.
Рассказывает руководитель Союза «Женщины Дона» Валентина Ивановна Череватенко:
— В ходе реализации проекта «От реабилитации — к миротворчеству» мы поняли, что наши педагоги нуждаются в реабилитации не меньше, чем их чеченские коллеги. Сама практика показала, что вся работа должна проходить в партнерстве и совместно, иначе результатов просто не будет. Поэтому учителя Новочеркасска включились в процесс. Сама программа нацелена на то, чтобы был результат, был диалог, было понимание различий и принятие этих различий. Чтобы в результате родилось умение передать нормальное толерантное отношение к другим людям как в Чечне к русским, так и в Ростовской области к чеченцам, от учителя к детям. Поскольку мы убеждены, что если учитель настроен сам агрессивно, пусть это даже скрытая агрессия, ребенок это чувствует, ему это все передается, даже если мы не говорим вслух этих слов, которые вообще нельзя говорить.
— Участников семинара вы отбирали по конкурсу?
— Да, в конкурсе приняли участие 212 представителей педагогического сообщества Чеченской Республики и Ростовской области. Выбрали мы 44 человека из Чечни и 32 из Ростовской области. Основными критериями конкурсного отбора были: готовность учителей к миротворческой деятельности, желание принять активное участие в этой большой и сложной работе. Были совершенно потрясающие анкеты учителей. Например, русской женщины, которая родилась, выросла и всю жизнь живет и работает в Чечне. Она написала так: «Мой край, великий заповедник человеческого тепла и природных богатств, истерзан войнами. Убийства, насилие, терроризм на фоне несказанно красивой природы просто невообразимы. Как подумаешь, что совсем недавно здесь падали бомбы, рушились дома, гибли люди – на душе становится тяжело и грустно. Хочу, чтобы мирно жили осетины и ингуши, русские и чеченцы, украинцы, армяне. Думая, что данная программа должна помочь в этом».
Все участники проекта заявляют о своей готовности участвовать в миротворческой деятельности. Хотя понимают слово «миротворчество» по-разному. Мне импонирует чисто человеческое понимание миротворчества. «Делать все, чтобы наши дети, матери, отцы не плакали!!!», — написала одна учительница, «Все, что помогает избавиться от следов войны в душах людей и приближает мир, — миротворчество», — считает другая. А вообще многие приняли участие в программе, желая найти ответ на вопрос: как правильно воспитывать подрастающее поколение, чтобы в нем преобладали доброта, отзывчивость, терпимость, трудолюбие, патриотизм.
— Вы не теряете из виду тех, кто участвовал в прошлогоднем проекте вашей организации?
— Конечно, нет! Мы недавно вернулись из поездки в Чеченскую республику, где встречались как с победителями конкурса нового проекта, так и со старыми друзьями — теми, кто учился у нас в прошлом году. И мы их спрашивали, помогла ли учеба их работе с учениками. Одна учительница ответила так: «Многих детей, у кого проблемы дома, раньше я как-то отодвигала, у меня своих проблем, как мне казалось, хватало. Я думала: чем я могу помочь? А теперь я знаю, как можно им помочь — как вы мне помогли, пусть я это делаю не так профессионально, но я знаю, как помочь этим детям». Это, наверное, самое главное, ради чего мы все это затевали. Ведь учитель — второй человек для ребенка после мамы. И если этот учитель будет сам настроен на мир, дружбу, созидание, он много хорошего привьет своему воспитаннику, научит его жить в мире, идти к людям с миром.