Сегодня:

Понятию «потребитель» в марте этого года ис­полнилось ровно 45 лет. Впервые в международ­ную практику оно было введено Президентом США Джоном Фитцджераль­дом Кеннеди, который, выступив весной 1962 го­­
да в Конгрессе, определил несколько прав потре­бителей, а именно: право на безопасность товаров и услуг, на информацию, право на выбор, право быть выслушанным. Поз­же Всемирная организация сою­зов потребителей до­ба­вила ещё несколько прав: на удовлетворение основных потребностей, на возмещение убытков, на потребительское обра­зование, на здоровую окружающую среду.

В современной России права потре-бителей защищает Роспотребнадзор и Центры гигиены и эпидемиологии, территориальные отделы которых работают и в нашем городе.
— Несмотря на то, что понятию «потребитель» почти полвека, у нас люди ещё только начинают осознавать свои права, в статусе потребителей, — говорит начальник территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в Новочеркасске, Аксайском, Багаевском и Весёловском районах Игорь Цырятьев.
— Люди начинают осознавать себя потребителями, а ваша служба уже работает в полную силу.
— Да, это так. На Роспотребнадзор возложено очень много функций, очень много обязанностей и полномочий, — соглашается Игорь Георгиевич, — наша первая и основная задача — стоять на страже здоровья населения, следить за качеством пищевых про-дуктов, воды, чистотой воздушного бассейна, водоёмов, почвы, даже за материалами, которые используются в строительстве. В 2006 году мы провели 33 рейда, в результате которых было снято с реализации 19 тонн продуктов, потенциально опасных для потребителей — просроченных и некачественных. Замечу, что по области таких продуктов изъято более 300 тонн. Нами было снято с реализации и конфисковано 9200 литров некачественного алкоголя, были оштрафованы 16 предпринимателей. Шесть материалов направлено на отзыв лицензии, дающей право на реализацию алкогольной продукции. За прошедший год специалистами нашего отдела было составлено 715 протоколов об административных правонарушениях, нало-жено 682 штрафа, вынесено 33 предупреждения.
— Нарушители отделываются только штрафами?
— Нет. За нарушения, которые создают реальную угрозу жизни здоровью людей, материалы проверок по 9 объектам переданы в суд, и эксплуатация 7 объектов приостановлена решением суда. Должен сказать, что в 2006 году нашей службой было уделено особое внимание безопасности и качеству детских игрушек. Мы проводили рейды, проверки и сняли с реализации 558 игрушек, представляющих опасность для детей. В текущем году сделан ак-цент на организацию питания в дошкольных и школьных учреждениях, на условия летнего отдыха детей. А на данный момент нас очень беспокоит другой вопрос. Дело в том, что в этом году была очень мягкая зима, ранняя весна, и мы уже наблюдаем массовое появление клещей — переносчиков опаснейших забо-ле-ваний, таких, как крымская геморрагическая лихорадка. На Пасху люди пойдут на кладбище, на пикники, и всем следует помнить о той опаснос-ти, которая подстерегает их на природе. Это очень серьёзно. Сейчас, пока трава ещё не отросла, самое время проводить профилактические мероприятия.
— Много ли людей обращаются к вам с просьбой защитить их попранное право потребителя?
— Очень много, и число таких обраще-ний растёт постоянно. Основные жа-ло-бы на некачественные товары — бытовую технику, технику связи, продукты пита-ния. Там, где предприниматели понима-ют, что потребителя обижать нельзя, вопрос решается быстро — возвращаются деньги, обмениваются некачественные товары, принимается на ремонт техника, даже с предоставлением временной за-мены аппарата, находящегося на ремонте, например, холодильника. А если такого понимания нет, то тогда уже мы убеждаем предпринимателей в их неправоте. Мы всегда на стороне потребителя.
— Но потребитель ведь бывает и не всегда прав в своих требованиях?
— Конечно. Люди бывают разные, но предприниматель должен спокойно, вежливо и аргументированно объяснить человеку, в чем он не прав. Раз человек обращается, значит, есть какой-то повод, и разобраться в возникшей проблеме просто необходимо. Практика показывает, что в подавляющем боль-шинстве претензии потребителей впол-не обоснованы.
Все мы — потребители. И не только в смысле товаров и услуг, но и во многом другом. Хорошо, что есть Рос—потребнадзор, но вряд ли этой организации хватит сил и сотрудников для того, чтобы заметить все изначаль-но некачественные или пришедшие в негодность продукты и товары, которые могут угрожать нашему здоровью, поэтому каждому из нас полезно самостоятельно проявлять осторожность и осмотрительность. Не стоит лениться проверить срок годности на упаковке продукта, на надо стесняться просить накладную на товар, вызывающий сом-не-ния, и если опасения всё же получат подтверждение, то здесь можно и нуж-но рассчитывать на поддержку спе-циалистов Роспотребнадзора, кото-рые всегда на нашей стороне.
row['name']