Сегодня: 19 апреля 8161, Воскресенье

к 100­летию со дня рождения АлексеЯ Кирилловича Кортунова

Одним из выдающихся вы-пу-ск-ников Новочеркасской госу-дарственной мелиоративной академии, имя которого она носит, является Алексей Кирил-лович Кортунов.

Об Алексее Кирилловиче Кортунове рассказано и написано немало. Его многогранная жизнь и деятельность вои-на, строителя и министра, верно служившего Отчизне, интересна и поу-чительна.
Родился в г. Новочеркасске в семье железнодорожного рабочего. Сам был сначала паровозным кочегаром, потом стал помощником машиниста. Ну, а уже затем окончил в 1931 г. Северо-Кавказский институт водного хозяйст-ва (в 1933 г. переименован в Новочеркас-ский инженерно — мелиоративный ин-сти-тут), получив профессию инженера-строителя. Далее комсомольская ст-рой-ка – завод «Азовсталь» в Мариуполе. Потом не менее интересная работа – сооружение объектов Цен-трального аэрогидродинамического и опытно-испытательного институтов в г. Жуковском. И последовательное продвижение по служебной лестнице – инженер, производитель работ, началь-ник стройучастка. Полное благополучие в семье: супруга Анна Константиновна ждала третьего ребенка (дочь Светлана появится на свет в 1941 г.), во втором классе учился сын Валерий, четыре года было Вадиму.
Грянула война, и Алексей Кирилло-вич уже 23 июня 1941 г. подал рапорт о направлении на фронт. Ратная жизнь началась с подмосковного Солнечно-горска, где на базе командирских кур-сов «Выстрел» формировалась 134-я стрел—ковая дивизия, и завершилась в победном сорок пятом тяжелыми боями на южных окраинах фашисткой столицы. Сюда через всю Великую Отечествен-ную дошел со своим 629-м стрелковым пол-ком будущий министр – Герой Советского Союза (звание присвоено 24 марта 1945 г.), кавалер многих боевых наград.
Как храброго воина и прекрасного командира А.К. Кортунова наглядно характеризует эпизод, запомнившийся бывшему командиру 134-й стрелковой дивизии генерал-майору Ерофею Влади-мировичу Добровольскому (в 60-е годы он был заместителем управляющего трестом «Союзгаз»). Будучи началь-ником инженерной службы дивизии, А.К. Кортунов по поручению штаба находился на передовой, где в это время один из полков вел тяжелейший бой. Гибнет командир 629-го полка, и по приказу комдива полк возглавляет Кортунов. Под его командованием было отбито несколько жестоких, в том числе танковых атак. Доходило до рукопашных схваток, но плацдарм был удержан. Кстати, об этом бое в 1942 г. на смоленской земле рассказывает в книге «Полководец» и очевидец событий, тоже Герой Советского Союза, полковой разведчик, писатель В.В. Карпов.
После войны Алексей Кириллович три года служил в Германии в Управлении советской военной ад-министрации. Его тяну-ло домой, к любимой работе. Он подал нес-колько рапортов с просьбой уволить из Вооруженных Сил и направить в нефтяную отрасль. В сентябре 1948 г. с блестящей военной карьерой по-кон-чено; в звании пол-ковника Кортунов ухо-дит в запас. В мирной жизни также следует стремительное продвижение по служ-бе – от начальника Туй-мазинского тер-ри-то-ри-аль-ного строительного управления Глав-неф—те—газстроя СССР до заместителя ми-ни-стра нефтяной про-мышленности (1950 г.) и министра строи-те-ль—ст—
ва предприятий нефтя-ной промышленности (назначение получил 25 мая 1955 г.). Пос-ле ликвидации Миннефтестроя во вто-рой половине 1957 г. его назначают начальником Главгаза СССР (в ранге союзного минист-ра). Возглавив новую отрасль, А.К. Корту-нов добивается включения в нее соз-дан-ных при его активном участии строи-те-ль—
ных коллективов, которые преиму-щественно были заняты на сооружении магистральных трубопроводов. И в дальнейшем, уже после образования Министерства газовой промышленности, его любимым детищем продолжал оставаться строительный комплекс, быстро набиравший обороты. В сентябре 1972 г. А.К. Кортунову было поручено сформировать новое Министерство – строи-тельства предприятий нефтяной и газовой промышленности.
В 60-е годы – в «золотое десятилетие» нефтяной отрасли, — когда страна узнала о новых крупнейших месторождениях углеводородного сырья в Средней Азии, Западной Сибири и Коми АССР, быстрейшими темпами обустраи-ва-лось газовое месторождение Газли в Узбекистане и началось от него строительство уникальной по тем временам газотранспортной системы от Бухары до Урала. Когда была введена в строй нефтяная магистраль от «Второго Баку» на восток – до Ангарска и на запад нефтепровод «Дружба» — в восточную Европу, завершалась прокладка первых трасс Западной Сибири. Это были газопро-вод Игрим – Серов, нефтепровод Шаим – Тюмень и Усть-Балык – Омск. Велик вклад министра А.К. Корту-нова в их сооружение. Мало кто из газпромовцев шестидесятых годов видел министра в парадном мундире и при наградах. На бухарские трассы, в среднеазиатские пустыни он при-езжал одетый по-походному – в легких парусинных сапогах и безрукавке. А зимой, посещая сибирские стройки, выходил из вертолета в нескладных меховых унтах и овчинном полушубке. Но в разных ситуациях и в любой одежде это был всегда подтянутый, энергичный человек, в нем так и сквозила военная, командирская вып-равка. Всегда сохраняя армейскую легкость на подъем, он и от своих соратников требовал того же. Часто выезжал туда, где велась разведка, осваивались газовые месторождения или прокладывались трубопроводы. Он знал сотни производственников, и его, в свою очередь, знали и глубоко уважали тысячи тружеников отрасли.
В рассказах ветеранов о министре подчеркивается его умение найти об-щий язык с руководством националь-ных республик, а в случае необходи-мости, оперативно откликнуться на нужды региона, помочь конкретному хо-зяйству, району, области. Постоянный контакт министра с руководством республик и области положительно сказывался на делах любой стройки. Прокладка газопровода Бухара — Урал – совпала с освоением Кашинской без-водной степи. В Узбекистане приступи-ли к строительству Аму-Бухарского канала и ответвлений от него к совхо-зам и кишлакам Бухарской и Кашка-дарьинской областей. У республики остро не хватало техники, особенно землеройных машин, поэтому первое время дело не спорилось. Руководство Узбекистана обратилось за помощью к Алексею Кирилловичу. Тот отреагиро-вал незамедлительно:
— Нужно помочь республике, — сказал на заседании коллегии. – И сделать эту работу мы должны красиво.
Но где взять столько техники? Ведь это было время, когда подразделе-ния отрасли только «высадились» на севере Урала (строилась магистраль Иг-рим – Серов – Нижний Тагил) и выходи-ли в тяжелейшие неосвоенные регионы – в Западную Сибирь, на Мангышлак, в Коми АССР. Строительство всю-ду велось по сложной транспортной схеме, требовалось много землеройной техники…
Выход подсказали специалисты, а министр сразу же поддержал их. Газпромцы свой участок Аму-Бухарского канала решили строить толь-ко летом, когда в сибирских боло-тах много не наработаешь. Земле-ройная техника крупнейшего треста «Союзпроводмеханизация», решив за зимний сезон свои задачи на северных трассах, в спешном порядке были переброшены на новое место. Лучшие заводские бригады быстро заменяли изношенные узлы и агрегаты. И обновленная техника – специальными литерными! – эшелонами отправлялась на юг. Этот ремонтный и транспортный конвейер бесперебойно и четко действовал целых три сезона.
При жизни Алексей Кириллович не скупился на интервью, с удовольствием общался с журналистами. Встречаясь с молодежью, охотно делился жизнен-ным опытом, на примере соратников – фронтовиков и тружеников отрасли – старался показать молодым, «как делать жизнь».
Алексей Кириллович прожил 66 лет. Родился он 28 марта 1907 г., 18 ноября 1973 г. его не стало. Похоронен в г. Мос-кве на Новодевичьем кладбище.
Несомненна огромная роль этого, мыслящего государственными мас-штабами человека, в создании газовой промышленности, большинства неф-тестроительных организаций СССР. Бес-ценен его вклад и в создание условий для плодотворной работы газовиков, нефтяников, строителей.
Имя А.К. Кортунова, нашего земляка, золотыми буквами вписано в историю Новочеркасской государственной мели-о-ра-тивной академии. Постанов-лением Совета Министров СССР за № 511 от 16 ноября 1983 г. НИМИ присвоена фамилия выпускника НИМИ, Героя Советского Союза, Министра газовой промышленности СССР Алек-сея Кирилловича Кортунова. На Главном корпусе НГМА установлена мемориальная доска «Здесь с 1927 по 1931 год учился видный государственный деятель, Герой Советского Союза А.К. Кортунов (1907-1973)».
row['name']