Сегодня:

Сегодня в России насчитывается около 700 тысяч сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Жизнь двух третей этих ребят складывается удачно – их воспитывают опекуны, приемные семьи (люди, готовые воспитывать ребенка по договору с органами опеки
и попечительства) или усыновители. Судьба оставшихся тридцати с хвостиком процентов (а это более 230 тысяч человек) незавидна и безрадостна: их ждут детские дома и школы­интернаты.

Уроки истории
В истории человечества семейные формы устройства ребят, оставшихся без родителей, появились намного раньше институциональных. Первые законы, регулирующие вопросы, связанные с семейным устройством сирот, были изданы вавилонским царем Хаммурапи еще в двадцатом веке до нашей эры! Согласно античным и древнеиудейским нормам, осиротевших малышей растили их родственники; в общинах первых христиан нуждающиеся и лишенные родителей дети поступали на попечение богатых вдов. На Руси усыновление как искусственное «сыновство» было распространено еще в языческие времена. После принятия православия устройство одиноких детишек стало делом князей и церкви и рассматривалось как дело в высшей степени богоугодное: «Не постись, не молись, а призри сироту». Попытки распределения «ничейных» детей «по домам» предпринимали Иоанн Грозный и Екатерина II. Институт попечительства был широко распространен в царской России и успешно применялся во время Великой Отечественной: за годы войны под опеку было принято около 278 тысяч сирот.
Богатейший мировой опыт недвусмысленно свидетельствует о том, что детский дом – отнюдь не единственный и далеко не лучший выход для ребенка, лишенного родительской заботы. И дело даже не в том, что специальные учреждения финансируются не в полном объеме, а их воспитанники зачастую содержатся чуть ли не в спартанских условиях. Как ни крути, но никакой – даже самый передовой в педагогическом и самый благоустроенный в материальном плане – детдом не может заменить растущему человеку близких. Становление здоровой психически и адаптированной социально личности происходит, прежде всего, благодаря семье, и не считаться с этим фактом нельзя. Недаром в большинстве развитых и во многих не столь экономически благополучных странах детских домов попросту не существует: детей, оставшихся без попечения родителей, устраивают в семьи. Россия пока только начинает делать первые, не всегда осмысленные шаги по пути семейного решения сиротской проблемы.

Дороги, которые мы выбираем
Возможности семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, сегодня сводятся к трем основным вариантам. Опека (или попечительство) назначается постановлением главы администрации по месту нахождения детского учреждения. Опекуны не получают денежного вознаграждения за свой труд, однако на содержание подопечных детей государство выделяет денежные средства. При установлении опеки все данные ребенка и его «сиротский» статус сохраняются, так что биологические родители могут восстановиться в правах и вернуть брошенное себе. Неудивительно, что оформлять попечительство предпочитают бабушки, дедушки и прочие кровные родственники осиротевших ребят. Приемная или патронатная семья – это устройство детей в семью на основании договора о передаче, заключаемого между органами опеки и попечительства и приемными родителями. В этом случае семье ежемесячно выплачиваются денежные средства на содержание сироты, а патронатные родители официально числятся сотрудниками детдома или приюта и получают заработную плату. Но наибольшим доверием специалистов пользуется усыновление – юридическое приравнивание «взятых» детей к детям биологическим. Иными словами, ребенок обретает настоящую семью и новую жизнь.
«Усыновление – самая распространенная и защищенная форма семейного устройства детей, и именно с ней нам чаще всего приходится работать, – поясняет Светлана Захарова, главный специалист Управления образования администрации г. Новочеркасска. – Опекунство оформляют гораздо реже, патронатных семей практически нет. Только в текущем квартале мы оформили семь усыновлений; сейчас на очереди восьмое и девятое. Шесть усыновителей – российские граждане, трое – иностранцы. Разумеется, внутрироссийская процедура на порядок проще и оформляется в Новочеркасске, тогда как «зарубежные» дела слушаются в областном суде. Кроме того, мы всегда действуем в интересах ребенка и стараемся устроить его в России. За границу отправляются ребята, которые не нашли семью дома, – как правило, это дети с достаточно тяжелыми заболеваниями. А интерес тех же американцев к российским детдомовцам объясняется не расхожими в народе «страшилками» про изъятие органов, а тем фактом, что в США биологические родители в любой момент могут восстановиться в правах и забрать ребенка из новой семьи. В России решение суда об усыновлении обратной силы не имеет».

Процесс пошел
Процедура усыновления достаточно проста и занимает сравнительно немного времени. «Для начала новочеркасцы, желающие усыновить ребенка (семейные или одинокие), обращаются в отдел опеки и попечительства, – рассказывает Светлана Васильевна. – Мы принимаем дважды в неделю – во вторник и четверг с 14:00 до 17:00 – по адресу: пл. Дворцовая, 5, кабинет №3. В остальное время с нами можно связаться по контактному телефону 4-60-46. На консультации специалисты отдела предоставляют посетителям полную информацию о процедуре усыновления и необходимом пакете документов. Большую часть документов люди готовят сами. Наш отдел запрашивает справку об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан и характеристику с места работы (естественно, под вымышленными предлогами). Кроме того, необходимо получить заключение психолога, который выясняет мотивацию и личностные качества потенциального усыновителя: все-таки наша задача не пристраивать сирот всеми правдами и неправдами, а находить для них достойных родителей. Если все показатели в норме, человек психически нормален, не имеет судимости по тяжким статьям, не страдает алкоголизмом или наркоманией, не является инвалидом с ограничением трудоспособности (в этом случае усыновителем может стать его супруг, но не он сам), и все члены его семьи согласны принять усыновленного ребенка, заявителя ставят на учет в органы опеки. Хотя все документы собираются по месту жительства, для постановки на учет можно выбрать и другой город – а это немаловажно для семей, которые хотят исключить малейшую возможность огласки или узнавания».
После постановки на учет потенциальные усыновители получают направление для подбора ребенка. Новорожденного можно «присмотреть» в городской детской больнице, малышей до 3 лет – в доме ребенка, деток постарше – в детских домах. Бездетные молодые пары обычно предпочитают малюток, однако шарахаться от старших ребят не стоит. Опыт показывает, что меньший возраст сам по себе не гарантирует благополучного семейного устройства. Скажем, десятилетний ребенок, выросший в социально неблагополучном, но любившем его семействе, может оказаться куда менее сложным, чем трехлетка, который всю свою недолгую жизнь провел в «казенном доме» и привык к одиночеству и обидам. Естественно, будущие родители знакомятся с подробным медицинским заключением о состоянии детского здоровья. Если подобрать ребенка в городе по каким-то причинам не получилось, можно обратиться в Ростов, к оператору регионального банка данных. Туда же, в региональный банк, переправляются документы детей, которым не удалось найти новую семью.
После того, как нелегкий выбор сделан, усыновители возвращаются в отдел опеки и пишут заявление о согласии взять ребенка. После подготовки специалистами детских документов (свидетельство о рождении, медицинская справка, справка о родителях, акт о подкидывании и т. п.), в городском суде проводится закрытое заседание и выносится решение об усыновлении. Все участники процесса дают подписку о неразглашении тайны. Через десять дней решение суда вступает в силу и усыновленный ребенок воссоединяется с обретенными мамой и папой. Теперь они – единая семья.

Как жить дальше?
После того, как усыновление закреплено судебными решением, семья три года находится на контроле у органов опеки и попечительства: специалисты следят за тем, как складывается жизнь ребенка, и насколько успешно родители справляются с новыми обязанностями. «Бояться надзора не стоит – строгих явок никто не назначает, – успокаивает Светлана Захарова. – Сами подумайте: на нашем контроле числится 341 ребенок, подопечные отдела живут почти в каждой городской многоэтажке. Естественно, мы не ходим по домам с проверками, а предпочитаем «случайно» сталкиваться на прогулке…»
Тайна усыновления – больной вопрос для многих. Для того чтобы скрыть правду, многие родители не просто меняют ребенку имя, отчество и фамилию, но выправляют даже место и дату рождения. Молодые пары нередко переезжают, полностью обрывая связь с бывшими соседями и знакомыми. Психологи считают, что необходимость скрываться изо всех сил зачастую приносит даже больше вреда, чем страх перед разоблачением: главной травмой для детей, узнавших правду, является не то, что они некровные, а то, что их столько лет обманывали самые близкие люди… Однако право решать, раскрывать или не раскрывать ребенку секреты его прошлого, принадлежит только его родителям. А «добрым соседям» не стоит забывать о том, что тайна усыновления охраняется законом, и ее разглашение считается уголовным преступлением.
В остальном жизнь родителей, воспитывающих приемного малыша, протекает в полном соответствии с Семейным кодексом и объективными биологическими законами. Ребенок растет и улыбается, капризничает и хулиганит, радует и огорчает – в точности как миллионы его сверстников по всему миру. Не стоит считать усыновителей героическими личностями, взвалившими на себя непосильную, но почетную ношу. Это, в сущности, самые обыкновенные люди, любящие и опекающие свое пусть не кровное, но совершенно родное чадо. И проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе воспитания, абсолютно заурядны: плохой аппетит, режущиеся зубки, переходный возраст, поздние возвращения, школьные прогулы… Но это, как говаривал Карлсон, сущие пустяки, дело житейское.

При подготовке и оформлении статьи были использованы
материалы сайта www.usynovite.ru

Для усыновления ребенка необходимы:
• Копия свидетельства о рождении усыновителя – при усыновлении ребенка лицом, не состоящим в браке.
• Нотариально заверенная копия свидетельства о браке усыновителей (усыновителя) — при усыновлении ребенка лицами (лицом), состоящими в браке.
• При усыновлении ребенка одним из супругов – согласие другого супруга или документ, подтверждающий, что супруги прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года. При невозможности приобщить к заявлению соответствующий документ в заявлении должны быть указаны доказательства, подтверждающие эти факты.
• Медицинское заключение о состоянии здоровья усыновителей (усыновителя) – специальная форма на восемь врачей. Справка действительна в течение трех месяцев.
• Справка с места работы о занимаемой должности и заработной плате либо копия декларации о доходах или иной документ о доходах.
• Документ, подтверждающий право пользования жилым помещением или право собственности на жилое помещение.
• Справка об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
• Характеристика с места работы либо автобиография.
• Документ о постановке на учет гражданина в качестве кандидата в усыновители.
Все документы предоставляются в двух экземплярах.

Просто факты

Среди знаменитостей усыновление скорее закономерность, чем редкость. Приемных детей воспитывают Николь Кидман и Том Круз, Мадонна и Гай Риччи, Шэрон Стоун, Эван Макгрегор, Мег Райан. У Анжелины Джоли и Брэда Питта трое малышей – усыновленные мальчик и девочка плюс новорожденная кровная дочь. В России усыновителями стали министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов, госсекретарь Союза России и Белоруссии Павел Бородин, тверской губернатор Дмитрий Зеленин, певица Татьяна Овсиенко, актер Алексей Серебряков и телеведущая Светлана Сорокина.