Сегодня: 19 апреля 5834, Суббота

В результате навязанной фашистской Германией войны СССР понес огромные потери населения (по последним данным 26,6 миллионов человек), были полностью или частично разрушены 1710 городов, 70 тысяч сел и более 30 тысяч промышленных предприятий. В годы Великой Отечественной войны резко сократилась подготовка кадров. Восстановительные работы начинались сразу же после освобождения оккупированных немцами территорий. Темпы этих работ сдерживались многим, в том числе, нехваткой специалистов с высшим образованием. Это и обусловило необходимость ускоренной подготовки инженеров для строительной и других отраслей народного хозяйства.

Счастливое число 13
В 1951 году я окончил Новочеркасский архитектурно-планировочный техникум (теперь это строительный колледж с очень длинным названием) и был направлен в отдел сельского и колхозного строительства Мартыновского райисполкома. Как молодому специалисту мне предстояло отработать там три года. Однако, узнав, что в НПИ открыли отделение ускоренной подготовки инженеров-строителей из лиц, окончивших техникумы*) я покинул Большую Мартыновку (не будем вдаваться в детали, как мне это удалось). Техникумовский диплом «с отличием» давал право поступления в вуз без экзаменов. Но я немного опоздал с подачей документов и чуть было не оказался «за бортом».
Утром 13 сентября 1952 года я стоял перед деканом горно-строительного факультета, прося его учесть мои обстоятельства. Тот с сожалением:
— Уже поздно, молодой человек, занятия давно идут и группы полностью укомплектованы. Ничего не могу поделать.
Унылый вышел я из кабинета декана и тут мне подсказали, что опоздавшими занимается секретарь директора института Любовь Трофимовна. Я — к ней. Объяснил, что к чему. Она тут же позвонила декану и довольно твердо сказала:
— Константин Аристидович, у вас в 7-й группе ускоренников один из зачисленных не приступил к занятиям, а передо мной человек с «красным» дипломом, надо взять.
И мне:
— Быстренько идите к Хрисохоиди.
На этот раз диалог с деканом был совсем иным.
— Считайте, что Вам повезло, — сказал он.
— Значит, завтра можно приходить на занятия? — радостно говорю я.
— Почему завтра? Сегодня! Ускоренники занимаются во вторую смену. Расписание занятий в коридоре.
Так 13-е число оказалось для меня счастливым — я стал студентом ускоренного отделения горно-строительного факультета Новочеркасского политехнического института имени Серго Орджоникидзе (так институт назывался с 28.02.1948 г.).
Мои занятия в этот день начались с поточной лекции по физике. В первой физической аудитории за столами, ступенчато уходящими вниз, сидели не только две группы ускоренников специальности ПГС (промышленное и гражданское строительство), но и примерно столько же ВИКовцев (слушателей высших инженерных курсов) — будущих инженеров-шахтостроителей, из-за которых и строительный факультет некоторое время назывался горно-строительным. Они четко выделялись своими форменными (черными) пиджаками с погончиками, на которых золотисто блестели веночки, обрамлявшие аббревиатуру «НПИ».
Спускаясь по крутым ступеням между рядами столов, я услышал, что меня зовут. Оглядевшись, увидел улыбающихся Таню Павленко и Лиду Старюк, учившихся со мной в техникуме и успевших уже обзавестись мужьями. Обрадованный такой встречей, я сел между ними и договорился, что они помогут мне наверстать упущенное.
Через год, во втором (и последнем) наборе ускоренников, из нашего техникумовского выпуска (1951 г.) оказались Павел Калашников, Василий Янченков, Маркос Кундупян, Валя Юхнова и Зоя Кашенцева. Последней не суждено было окончить институт — она «завалила» первую же сессию.
Деканом горно-строительного факультета, как уже известно из вышесказанного, был Константин Аристидович Хрисохоиди — обрусевший грек, а нашим непосредственным куратором (с 1953 г. — зам. декана) — Игорь Святославович Дуров — сын профессора химфака С.А. Дурова и, якобы, потомок знаменитой кавалерист-девицы и писательницы Надежды Дуровой.
Меня избрали комсоргом группы. Тут явно сыграли роль мои анкетные данные (в Б.Мартыновке я успел побыть секретарем комсомольской организации райисполкома и членом райкома комсомола). Секретарем факультетского бюро ВЛКСМ тогда был студент-третьекурсник Николай Пивоваров, ставший в 80-х годах председателем Ростовского облисполкома, потом депутатом Государственной Думы и после занимавший высокие должности.
Нам предстояло учиться всего два года плюс три с половиной месяца на выполнение и защиту дипломных проектов. При этом, из общей программы обучения были исключены только иностранный язык, физическая и военная подготовки (последнее мне аукнулось двумя годами службы в армии). В общем, ускоренникам пришлось пройти серьезные испытания на выносливость. Занятия шли сплошь по четыре пары, мы получали массу заданий на дом, а в первую сессию сдавали семь экзаменов. Далеко не все выдержали такой прессинг. Из двух полнокровных групп к финишу пришли только 40 человек.
Было очень трудно. И все-таки… Каждый раз, поднимаясь по парадной лестнице Главного корпуса, в котором находился наш факультет, я испытывал гордость от одной мысли: «Я — студент НПИ!». Это чувство вызывали не только прекрасные здания института, уникальный Крытый двор, но и вся атмосфера, в которую попадал, приходя на занятия, бывая в читальном зале библиотеки или в Концертном зале на спектаклях институтского оперного театра, или слушая гастролирующих знаменитостей.

От ДПИ до ЮРГТУ (НПИ)
Организация в Новочеркасске Донского политехнического института начинается с телеграммы, полученной из С-Петербурга в январе 1907 года. В ней сообщалось: «Советом Министров в заседании 16 января предположено учредить в Новочеркасске политехнический институт, использовав для сей цели денежные средства и личный состав Варшавского политехникума».
2 марта специальный указ Совета Министров об организации ДПИ был утвержден и началась разработка основных положений, определявших статус нового вуза.
28 июня состоялось заключительное совещание комиссии во главе с бывшим директором Варшавского политехнического института А.Е. Лагорио. Заседание вел атаман А.В. Самсонов. Совещание определило места временного размещения института и территорию для будущего строительства комплекса его собственных зданий.
9 июля император Николай II распорядился создать Комитет по сооружению комплекса зданий ДПИ.
19 августа министр торговли и промышленности утвердил первоначальные положения об институте и правила приема в него. Через неделю в Новочеркасск прибыл управляющий ДПИ на правах директора Н.Н. Зинин с административно-хозяйственным персоналом.
5 октября 1907 года состоялась официальная церемония открытия Донского политехнического института, а 10 октября в нем (в бывшем здании дворянского пансионата — ныне автотранспортный колледж) начались занятия.
В последующие годы институт многократно реорганизовывали и переименовывали. В 1993 году Новочеркасский ордена Трудового Красного Знамени политехнический институт имени Серго Орджоникидзе получил статус университета и шесть лет назывался проще: Новочеркасский государственный технический университет (НГТУ).
В 1999 году университет получил нынешнее название — Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) — ЮРГТУ (НПИ).