Сегодня: 18 апреля 0302, Пятница

Среди моих знакомых есть бывшая директриса одного очень популярного в былые времена магазина. Сегодня она могла бы спокойно наслаждаться отдыхом, воспитывать внуков, сажать цветы на даче, так нет, продолжает работать рядовым продавцом за прилавком маленького магазина. «Торговля — это вся моя жизнь, — говорит она, — ну как же я могу бросить своё главное дело?
Здесь я — среди людей, общаюсь с покупателями, дарю им хорошее настроение. И потом, моя профессия — это же искусство! Здесь и психологию надо учитывать, и спрос на товар, и уметь показать его человеку,
заинтересовать его чем-то. А ты говоришь — на пенсию! Я ещё сто очков вперёд дам молодым».

Сегодня в сфере торговли и бытового обслуживания занят едва ли не каждый третий из трудоспособных новочеркасцев — больше, чем на промышленных предприятиях. 456 магазинов, 430 киосков и павильонов, 168 кафе, закусочных, ресторанов, 390 предприятий службы быта, плюс несколько рынков обеспечивают более 15% бюджета нашего города своими налоговыми платежами.

По словам начальника Управления торговли и бытового обслуживания Натальи Думчус, по уровню товарооборота на душу населения Новочеркасск занимает третье место в области после Ростова и Таганрога.
— К сожалению, мы несколько отстаём по бытовому обслуживанию, — говорит Наталья Михайловна, — это связано, на мой взгляд, с тем, что предприятия «бытовки» окупаются дольше, чем торговые. Но и здесь есть прогресс. Недавно на улице Михайловской открылась новая автомойка, качество услуг которой уже успели оценить владельцы автомобилей.
— Кстати, о качестве. Сегодня в магазинах выбор товаров становится все шире, но культура обслуживания остаётся пока на прежнем уровне.
— Я с вами согласна. Дело в том, что раньше, прежде чем стать за прилавок, продавец должен был получить определённое образование, освоить необходимый объём знаний, а сегодня этого не требуют, отсюда и вполне обоснованные нарекания на качество обслуживания в некоторых магазинах. К нам в Управление торговли обращаются и устно, и с письменными жалобами. Должна признать, что пока число таких обращений не уменьшается.
— Но ведь наш брат, покупатель, бывает разный, и не в каждом случае виноват продавец?
— Да, это так. Но старый принцип «Покупатель всегда прав» ещё никто не отменял. Раз человек к нам обращается, значит, какие-то основания на это есть. По каждой жалобе мы обязательно проводим расследование, выясняем, что явилось её причиной — качество товара, или качество обслуживания, какова степень вины работника предприятия.
— Можете назвать «чемпионов» в этом первенстве?
— Много жалоб на магазины сети «Магнит».
— Но, по-моему, среди покупателей эти магазины пользуются большой популярностью.
— Не спорю, но при этом персонал, который там работает, иногда забывает, что привлекательные цены и большой ассортимент товара — это ещё не всё. Видимо, руководство сети «Магнит» должно обратить более пристальное внимание на эту сторону работы своих магазинов. Вот, например, «Макдоналдс». Посетителей там тоже бывает много, и нагрузка на работников большая, но у них есть специальная система обучения персонала, есть стимул работать без нареканий, «держать марку» предприятия. До недавнего времени были жалобы и на «Золотой колос», но сейчас, после смены руководителя, перемены там уже заметны, и, думаю, хорошая репутация этого кафе очень скоро вернётся на прежний уровень. Работники сферы торговли и бытового обслуживания должны отдавать себе отчёт в том, что сегодня уже мало просто продать товар или оказать услугу. От того, как они встретят покупателя или клиента, с каким настроением человек покинет магазин или парикмахерскую, будет зависеть его желание прийти туда вновь. В конечном итоге, культура обслуживания отражается на обороте предприятия.
— Наталья Михайловна, мы с вами беседуем накануне профессионального праздника вашей отрасли, а говорим о недостатках. Давайте — о хорошем.
— Давайте. С удовольствием должна отметить тот факт, что отрасль развивается очень динамично. Наши партнеры — городские перерабатывающие предприятия, тоже вносят свой ощутимый вклад в насыщение рынка товарами. Например, с пуском новой линии на заводе ОАО «Хлеб» Новочеркасск вышел на первое место по дешевизне формового пшеничного хлеба. Сейчас наш молзавод тоже получает кредит на новое оборудование, значит, и молочные продукты будут на должном уровне. Из предприятий нашей отрасли, которые работают хорошо, хотелось бы назвать кафе «Яр» — директор В.П. Ильина, кафе «Рандеву» — А.В.Вострова, фирму «Росси» (сеть магазинов и оптовая база) — В.И. Голо-ватенко, холодильную базу предпринимателя Н.Р. Галиевой, известное в городе предприятие «Сервисбыттехника» — В.В.Каретников, новочеркасский комбинат бытового обслуживания СКВО — директор В.И. Рябухин. Список этот можно продолжать очень долго. Не могу не отметить успешную работу торговых центров «Южный», «Октябрьский», «Центр», «Дом торговли и быта». Труд продавца за прилавком не легче, чем работа в цехе промышленного предприятия. Весь день — на ногах, весь день — не опуская рук, плюс ответственность за материальные ценности, да ещё необходимость постоянно «держать лицо», общаясь с людьми. Накануне праздника от души хочу поздравить всех, кто трудится в такой непростой сфере, как торговля, общественное питание и бытовое обслуживание. Хочу пожелать им успешной работы, большого товарооборота, неиссякаемого желания приносить радость людям и крепкого здоровья.
В этом году День работников торговли отмечается 18 марта, и это хороший повод для того, чтобы поблагодарить тех, кто каждый день обеспечивает нас необходимыми товарами и оказывает нужные нам услуги. Со многими из них мы встречаемся едва ли не каждый день в ближайшем к нашему дому магазине, в кафе, на заправке или парикмахерской, и они знают о наших вкусах и привычках едва ли не больше, чем друзья или родственники.

Фото Николая Склярова, Олега Мацнева
row['name']