Сегодня:

«И – боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет».
М. Булгаков «Собачье сердце».

Булгаковский профессор Преображенский считал, что чтение газеты «Правда» ведет к потере веса. Так как меня не особенно заботит собственный вес, то я иногда читаю официальные городские газеты и нахожу в них немало интересного. А порой встречаются просто удивительные вещи.
Так в газете «Донская речь» за 28 декабря прошлого года была опубликована заметка «Час мужества», в которой Анна Моисеева сообщила буквально следующее: В далеком 1943 году школа № 19 была удостоена звания героя Советского Союза (выделено мной. – В.Р.) и имени Зои Космодемьянской». И чтобы развеять всякие сомнения через фразу: «Школа-герой хранит много добрых традиций, одной из которых является постоянное общение с ветеранами ВОВ».
Эту школу окончила в свое время моя дочь. Тогда мы знали, что наша школа носит имя Героя Советского Союза легендарной Зои Космодемьянской. А вот для внука, который учится сейчас в этой школе, она безымянная. Просто МОУ СОШ № 19.
Интересную информацию почерпнул я из десятого номера «Новочеркасских ведомостей». В рубрике «Чем живет город» помещены ответы мэра на вопросы журналистов. Вот что ответил А.П. Волков на вопрос «Будет ли процесс реставрации вестись по проспекту Ермака?»:
— На ул. Московской процесс реставрации еще не закончен. Хорошо выполнены работы на здании центральной библиотеки, хотя есть объекты, которые еще надо подправлять. Но у нас памятники архитектуры не только на ул. Московской или проспекте Ермака – это и Соборная площадь, и проспект Баклановский. Планов для реставрационных работ много, но главное – мы не будем допускать, чтобы здание, являющееся памятником архитектуры, оказалось разрушено. Будем заниматься реставрацией, и, увидите, ни одно здание, являющееся памятником архитектуры, мы не потеряем. А что касается проспекта Ермака – мы его уже заасфальтировали, теперь нужно сделать центральную аллею, тротуары и начинать реставрацию тех домов, которые представляют историческую ценность города.
И в вопросе, и в ответе ключевым является слово «реставрация»*). А речь при этом идет всего лишь о косметическом, в лучшем случае, капитальном ремонте или реконструкции зданий. Результаты этой работы на Московской в большинстве случаев привели не к сохранению «домов, которые представляют историческую ценность», а к искажению или коренному изменению их первоначального вида.
Строго говоря, на Московской по-настоящему отреставрировано в 1990-1992 гг. (а в 2005 г. подновлено) всего одно здание – Дворец торжественных обрядов. Несогласных приглашаю прогуляться по главной улице города и посмотреть на плоды так называемых «реставрационных» работ.
Практически фасады всех зданий в первом квартале, начиная с бывшей гостиницы «Южной», коренным образом изменены. Большое изменение претерпело и здание, где находилась популярная городская столовая № 1 (угол Московской и ул. им. генерала Лебедя). В результате пристроек, надстроек и внутренней перепланировки оно превращено в торгово-развлекательный комплекс «Центральный». А на противоположной стороне улицы! Разве можно узнать бывший центральный книжный магазин «Знание»? Фасадной стены почти не осталось, а за огромными остекленными проемами – продукция фирм «Gloria Jeans» и «Gee Jay» (фото внизу). Почти такие же витрины появились на первом этаже военторговского здания, нарушив его своеобразный кирпичный стиль.
В качестве удачного примера «реставрации» мэр назвал здание центральной библиотеки им. А.С. Пушкина. Но ведь то, что было сделано по этому зданию в 2005 году, опять-таки реставрацией назвать нельзя. Замена деревянных оконных блоков металлопластиковыми и покраска уличных фасадов – это всего лишь наружный ремонт. Да, с Московской и Комитетской здание смотрится хорошо. А внутри? Последний ремонт с элементами реставрации проводился там пятнадцать лет назад.
А сколько видоизменено фасадов старинных особняков? Порой просто варварски. Так на доме № 63 (теперь в нем магазин «Продукты») срубили декоративную кирпичную кладку, а первый этаж двухэтажного дома, превращенный в магазин «Карандаш», лишился лепного декора (см. рисунок и фото). До неузнаваемости изменен и фасад дома № 40.
Если такую же «реставрацию» предполагается осуществить и на проспектах Ермака и Баклановском, а также на Соборной площади (почему-то площадь Ермака все чаще стали называть Соборной), то Новочеркасск совсем лишится своей самобытности. Евроокна и двери, прозрачные пластиковые козыречки над ними и вывески на английском языке создают впечатление, будто город кем-то оккупирован.
На подкрашенной и приглаженной Московской под номером 25 находится на грани разрушению полутораэтажный дом. Это не простой дом, а историческая реликвия. Здесь с 1817 года, в течение длительного времени, жили сын атамана М.И. Платова Иван с женой Анной (внучкой атамана С.Д. Ефремова). А в газете черным по белому: «… ни одно здание, являющееся памятником архитектуры, мы не потеряем»…
Кстати сказать, на Баклановском проспекте новые владельцы старинных особняков пока деликатно обращаются с их главными фасадами, да и новостройки тоже не сильно выпячиваются. Если эта тенденция сохранится, то Баклановский будет достойно представлять казачью столицу.