Сегодня: 19 апреля 2779, Четверг

По ком плачет прокурор

Расслабьтесь, новочеркасцы. Такая перспектива светит Владимиру Николаеву, мэру Владивостока, пытавшемуся недавно скрыться от Приморского правосудия в Москве. Мэра нашли, задержали, препроводили в наручниках обратно в город, которым до недавнего времени он правил. Там его ждал терпеливый прокурор, чтобы предъявить новое обвинение.
Напомним: уголовное дело в отношении Николаева возбуждено по статье 285 УК РФ — злоупотребление должностными полномочиями. Мэра обвиняют в целой серии неоправданных трат из бюджета. Только за прошлый год из бюджета Владивостока ушло 600 тысяч рублей на организацию сопровождения милицейскими машинами, около одного миллиона рублей — на охранника, более полутора миллионов рублей — на оплаты чартерных рейсов, которыми пользовались не только чиновники городской администрации, но и их родственники. По решению суда Николаев был отстранен от должности.
Не ограничившись проверкой бюджетных «вольностей» владивостокского мэра, прокуратура заглянула в земельный вопрос. И выяснилось: в марте прошлого года Николаев незаконно сдал в долгосрочную аренду несколько участков земли, которые относятся к лесам первой категории, то есть на них нельзя вести хозяйственную деятельность, а если и рубить деревья, то только сухостой.
Распоряжаться такими участками могут лишь специальные природоохранные органы, но никак не городская мэрия. Между тем Николаев решил, что эти земли вполне сгодятся для садоводства. Этот вид деятельности и был указан в документах как основной, хотя вполне возможно, что в заповедной зоне могли появиться коммерческие застройки. В результате его клиенты без разбора вырубили 30 кубических метров леса. Ущерб прокуратура оценила почти в 3,5 миллиона рублей. В отношении Николаева возбуждено еще одно уголовное дело. После полета в Москву и обратно мэру Владивостока изменена мера пресечения: время, пока идет следствие, он проведет под стражей.
Надо сказать, в последнее время прокуроры всерьез взялись за злоупотребления российских градоначальников. На сегодняшний день уголовному преследованию подверглись мэры 14-ти российских городов. При этом сочувствия к их злоключениям народ не испытывает. А это, как говорится, уже симптом.
При этом дела мэров и мэришек – разного масштаба. Если глава Владивостока в буквальном смысле ни в чем себе не отказывал, то мэр Виктор Деркач из Тверской области скромно (на миллион) нажился на покупке мебели для своей администрации. У Архангельского мэра оказался «липовый» диплом: прокуратура считает, что в 2004 году Александр Донской приобрел подложный диплом государственного образца о высшем образовании, а осенью 2006 года на основании этого поддельного документа поступил в один из архангельских вузов для получения второго высшего образования. В общем, чем бы мэры не тешились, статья на них найдется.
Впрочем, не все так весело. Замученные проверками мэры порой сдаются без боя. И что уже совсем страшно — уходят из жизни.
Так, глава Карталинского района Челябинской области 66-летний Александр Рекунов покончил с собой — повесился в гараже. Самоубийству предшествовало общение с ревизорами областной Контрольно-счетной палаты. Кроме того, в последнее время в отношении замов градоначальника было возбуждено несколько уголовных дел.
В Свердловской области в городе Верхняя Пышма два года назад родственники едва успели вытащить из петли бывшего мэра города Владимира Лешкова: ему не повезло с избирателями — они предпочли другого.
В ночь на 9 ноября 2005 года в тюремной спецбольнице столичного СИЗО «Матросская Тишина» повесился мэр Подольска Александр Фокин. Днем следователь намеревался вручить ему обвинительное заключение, согласно которому градоначальнику вменялась «организация заказного убийства своего оппонента на выборах».
2 октября 2006 года в своей квартире застрелился помощник мэра Находки Олег Шашелев. Рядом нашли предсмертную записку, в которой чиновник сообщал, что его довели до самоубийства…