Сегодня: 19 апреля 8227, Четверг

Кончай базар!

«Аппаратчик, как пан-крепостник,
Обирать стал донцов напрямик.
Поползли на Кубань и на Дон
Перекупщики с разных сторон…».
Петр Скороходов, поэт.

БУТЕРБРОД ИЗ ШМОТОК С КОЛБАСОЙ
Издавна у разных народов бытует мнение: визитной карточкой любого города мира является его рынок. Он — как лакмусовая бумага: наглядно демонстрирует благополучие или, наоборот, констатирует, что мы находимся в «мертвом городе». Само время подтвердило нам истинность этого изречения, и не надо быть семи пядей во лбу, чтобы верно определить, к какому из двух определений относится наш город, наш центральный рынок.
Если взглянуть на Азовский рынок с высоты птичьего полета, то впечатление впечатляет — настоящий трудовой пчелиный улей. Но если опуститься на грешную землю и начать приближаться к его внешнему периметру, скажем, со стороны автобусной остановке, то, Боже, храни меня! Полнейшая анархия! Какой тут пчелиный улей?! Страшно все, что здесь творится, даже если только обозревать. На продовольственном рынке абсолютно отсутствует простейшая экология торговли. Сразу тяжело разобраться, какой же это рынок. Продуктовый? Вещевой? Лако-красочный? Авто-мото-велотранспортный? Скобяной? Да это же какой-то монстр! Многоликий Янус!
Господа-командиры, будьте любезны, покажите, хотя бы пальцем, в городе или области один магазин, где бы на прилавках торговали хлебом, колбасами, сырами, маслом, словом, продуктами первой необходимости и рядом, здесь же — «шматьем», свезенным со всех пяти континентов земного шара? Нет такого магазина! Но, если бы, вдруг, он и появился, сдуру, то санитарно-эпидемическая служба вмиг «скушала» б его и глазом не моргнула. Так почему же здесь, на продуктовом рынке, который вот уже третье столетие несет свое предназначение продуктового, устроили безобразие сверх безобразия? Какая жизненная необходимость, какая нужда заставляют Администрацию города, городскую Думу закрывать глаза на этот беспредел, творящийся здесь, на Азовском рынке вот уже второе десятилетие. Почему городская СЭС (и ее преемники), почему общественные казачьи организации в этом вопросе глухонемые? С уходом З.Д. Макагоновой работа городской санитарно-эпидемической службы города, на мой личный взгляд, стала мягкотелой, беспринципной, беззубой, что ли. Или эта вялость кому-то на руку в схватках за тендер? Надо же как-то и залежалый продукт спасать, не пропадать же добру. Так? Или я глубоко ошибаюсь? Ну, дай Бог! В свое время Зинаида Дмитриевна многим из нас «подпортила» нервишки, но и сегодня, вспоминая былые времена, говорим: спасибо тебе, Зина! Абсолютно правильно исполняла она свой гражданский долг.
А почему безмолвствует наш уважаемый городничий? Кому кому, а Вам, Анатолий Панфилович, непременно, есть, что сказать своему народу, своему электорату. Шесть годков назад на встречах с горожанами генерал В.И. Золоторенко, сортируя для Анатолия Панфиловича наши вопросы-записки, большую часть положил себе в карман пиджака, констатируя электорату, что де на них ответы получите чуточку позже по городским СМИ. Но вот шестой годок уже минул, а ответов как не было, так и нет. Видать, оба генерала шагают, как на плацу — в ногу. На мой взгляд, если бы не Степашин со своей «поганой ПАЛАТОЙ», так можно бы сотни лет дуэтом шагать на благо этого народа, в основном, — помалкивая. То, что в «Акценте дня» — не в счет.
Понятно, что многие, очень многие горожане ушли в реализаторы ради куска хлеба и им все равно чем торговать, где торговать, лишь бы к исходу дня было чем накормить детей, семью. А иногородцам вообще все до лампочки: он сегодня в Новочеркасске, а завтра в Карабахе или Жмеринке. Неужто и хозяева рынка закрывают глаза на этот антисанитарный беспредел тоже ради кружки воды и горбушки хлеба? Или от безысходности? Но, как свидетельствуют местные и областные СМИ, «подать» за аренду лотка и торговое место (с прилавка или с земли) на Азовском рынке Новочеркасска самая высокая в области. Все это нам знакомо из прожитой жизни.

ПРОЕЗЖАЯ С КУБАНИ В ШАХТЫ
Мои родители, выходцы в 5-м колене из Крымских татар, сегодня живут в Краснодарском крае, в станице Кущевской и с окончания Отечественной войны ежегодно, а то и два раза приезжали к нам в Новочеркасск и привозили на продажу «излишки» сельхозпродуктов (говядину, свинину, битую птицу, сало, масло, мед, яйца, муку, семечки). Торговали исключительно на Азовском рынке. Иногда, по выходным дням, и мне приходилось помогать им в реализации. Вырученные деньги от продажи тут же шли на покупку новой мебели, одежды, бытовой техники. Но вот уже более 10-12 лет продукты на реализацию они возят в город Шахты, минуя Новочеркасск. Как-то ревниво и с обидой обращаюсь к отцу: «Папа, что случилось? Почему измена, предательство?» «Нет, сынок, не мы, а вы нас предали! Внаглую стали нас обворовывать, по семь шкур драть, — хмурясь, отвечает мне отец, — скажу, сынок, тебе одну русскую истину, чтобы ты знал ее и по ней жил. Покупка-продажа — это сделка, и она должна быть обоюдно выгодной!» «Разве у нас на Азовском рынке этот закон попран?» — спрашиваю я отца. «У вас на Азовском рынке и в старом мясном пассаже, что через дорогу, слишком быстро и нагло выросла каста неприкасаемых «братушек». И у всех у них очень быстро отросли зубы и появились дикие аппетиты. Вот поэтому я и мои односельчане не желаем больше на халяву кормить ваших базарных Шушер. Мы предпочли торговать на равных, на рынке города Шахты. Рынок там очень удобен для нас, а главное: честно, справедливо и не воровливо», — так объяснил мне мой родной отец.
То ли по закону подлости, то ли это уже вошло в систему нашей деформированной, поставленной с ног на голову жизни, но как только соберусь поехать «попраздновать» на родной Азовский, так обязательно мой автобус остановится на перекур или перерыв чуть ли не на углу Орджоникидзе, напротив того здания, что в народе еще зовется городской баней. Хорошо, если нормальная, сухая, без дождя, погода, то еще сносно. Можно и пройти по воздуху, размяться. Но не приведи, Господь, попасть под дождь или сразу после дождя выйти из автобуса. Чтобы добраться до «святого» рыночного угла, где строят настоящую, правдашную остановку с крышей и лавочками, необходимо при себе всегда иметь в наличии забродские сапоги или обладать навыками преодоления водных потоков методом «кенгуру», так как потоки мутной, холодной воды во всю ширь Платовского турбулентно несутся от самого Собора — вниз, до Куричьей балки. Как было раньше и почему этих бурлящих водных потоков никто не замечал, не ощущал, описывать не стану, скажу только одно: пешеходам было тепло, сухо, удобно.
Господи! А что творится во время посадки в обратном направлении, то есть — домой!
Так как автобусы и «Газели» не имеют возможности подходить вплотную к «причалу» остановки, а останавливаются там, где-то на проезжей части проспекта в 4-6 метрах от остановки, то всем пассажирам приходится спускаться в бурлящие потоки мутных, холодных вод и ждать открытия входной двери в автобус или «Газельку».
Не в моем характере сгущать краски, но, однако, замечу, что автобусная остановка «Азовский рынок» сегодня — полусырой полуфабрикат и еще не пригодна к эксплуатации почти по всем техноэксплуатационным параметрам. С двух сторон внизу старое, давно разбитое асфальтовое покрытие — разбито окончательно! Старая галька и щебень, попадая под подошвы обуви, создают неудобства и опасность падения. Металлические опоры от прежней остановки, когда-то небрежно срезанные непутевым резчиком, сегодня торчат из-под мостовой на 50-70 мм высотой. И по закону «подлости» в погоне за автобусом или «Газелью» обязательно кто-то споткнется, а кто-то и упадет в грязь, разбрасывая купленный товар под ноги бегущим. Кто-то остановится и поможет подняться обескураженному человеку, поможет собрать разбросанный под ногами товар, но большинство бегут на посадку, давя и руша все, что попадает под ноги. Бетонные бордюры, ограждающие по периметру габариты остановки, развалились от плохой и неправильной связки, а керамическая плитка «разбежалась» по сторонам под ноги пешеходов и реализаторов.
Незначительная часть пешеходного тротуара со стороны диспетчерской, там, где «швартуются» иногородние «Газели» и когда-то был нормальный асфальт от «Коллака», сегодня выглядит так, будто кто-то ночью поработал ломом или отбойным молотком «на зло соседу». В этом же углу при входе на территорию рынка есть небольшая пешеходная дорожка из керамической тротуарной плитки. Года 2-3 назад ее повредили при земляных работах, но исправить свое хамство у кого-то ума и совести не хватило. Поэтому и уверяют нас реализаторы, что именно здесь, а не там «черт ногу себе сломал». Плиточное покрытие частично разрушено, плитка разбита, разбросана под ногами пешеходов. Кругом грязь, постоянные лужи и зловоние.

О ТРЕХ ГОЛОВАХ — И ВСЕ ИЗ МЕТАЛЛУ…
А вот и наш главный объект — центральный вход и въезд на Азовский рынок с двумя башнями-близнецами — павильонами, мерцающими, словно лампады, ослепительной белизной и удачно встроенными (молочным и колбасным). Выглядит он в любую погоду празднично и торжественно – по-южному, по-казачьи. Все вокруг ухожено, приглажено, причесано и как бы приглашает: «Добро пожаловать, господа-товарищи!»
Слева и справа по два ряда симпатичных, на первый взгляд, металлических «шанхайчиков», твердо нарушающих экологию торговли, но так как они судьбой вынесены за пределы черты рынка, то и мы закроем глаза, пройдем мимо и направимся к парадному входу, где нас ожидает «девятое чудо света».
Входим в парадные ворота, и сразу же перед нами, как из-под земли, вырастает некий «монстр» — трехглавое металлическое «чудо-юдо» из сериала «Поле чудес» конца XX и начала XXI веков. Кто же автор этого монстра? Где был и куда смотрел главный архитектор нашего города? Какой умник дал добро? И знают ли все эти, подписавшиеся под проектом «спецы», что о нашем городском Азовском рынке всегда шла вековая добрая слава? Да, да! Добрая людская слава! Во что его превратили? Новочеркасск — это столица, не центр Епифановки и Яновки. Это столица всего российского и мирового казачества! Пусть не мы, но наши потомки все равно докажут, что здесь, в этом городе, был и остается навсегда оплот мирового казачества, оплот свободных людей, оплот и кузница высококвалифицированных, высокоидейных кадров России. Наглость, хамство, жульничество, если не всплывут мутной гадкой пеной, то все равно выпадут в осадок под твердые ноги справедливости.
Кто мог так нелепо, безжалостно надсмеяться над всем городом (столицей!), где имеются строительный факультет в вузе, строительный колледж и где (Слава Господу Богу!) живы и трудятся специалисты, создавшие себе и городу еще при жизни вековые памятники архитектуры на проспекте Ермака и Комитетской, на улицах Московской и Просвещения, Троицкой. Сегодня весь город рукоплещет творцам и создателям здания будущей библиотеки ЮРГТУ. И на том же рынке не так все плохо: нашли же в себе хозяева духовные и творческие силы, изыскали и внедрили наиболее оптимальный, современный вариант ангара всего в 50-ти шагах от «монстра» — вещевой рынок. Наверное, там просчитали все наперед, позаботились об удобстве и комфорте реализатора и ожидаемого покупателя, а уже потом о себе.
Могут же создать что-то нормальное, удобное, красивое! А не металлическое «чудо-юдо»…
Вспоминаю студенческие годы шестидесятых-семидесятых. Тогда мы создавали летом бригады и ездили по колхозам и совхозам Дона и Кубани, нанимаясь строителями. Так вот наша бригада за три сезона построила более двух десятков вот точно таких «монстров». Строили их для хранения от непогоды зерна во время уборочной страды. В межсезонье хранили сено, сельхозтехнику, укрывали от непогоды мелкий и крупный рогатый скот в светлое время суток. А вот здесь, в Новочеркасске, на Азовском рынке узаконили «чудо-юдо», в основном, для постоянных реализаторов и частично для покупателей, для горожан. Под этими крышами 12 месяцев в году темень, сырость. Шесть месяцев холод, остальное — жара с ветром и пылью.
И самое страшное то, что рядом с продуктами лежит и висит «шматье» со всего света. Как «Цунами» шмоточные реализаторы надвигаются на пищевиков. Медленно, но уверенно в течение всего осеннее-зимнего периода тихой сапой «отвоеван» полностью левый, восточный шатер, а рядом, в полуметре, с пола торгуют молочной продукцией. Где же санитарная служба? Чего ждем? Холеры? Чумы бубонной? Тропической лихорадки? Этого еще не хватало нам!
P.S. Господа, будьте добры, не забудьте уплатить за расход электроэнергии, расходуемой на освещение чрева вашего монстра, ибо это, в конечном счете, отражается на жизненном уровне всех горожан.