Сегодня: 19 апреля 5642, Суббота

История ёлки

Как известно, новое исчисление лет в России началось по указу Петра I. Именно он велел «лета свои счислять от Рождества Христова, в восьмой день спустя, т.е. Генваря с 1 числа, не от Создания мира». В том же указе говорится: «впредь на воротах от дерев учинить некоторые украшения от дерев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образов». Далее говорилось, что украшения должны быть по 7 число, что понятно любому христианину. А 1 января «в знак веселия» — «огневые потехи, стрельба из пушек и ружей трижды и выпустить несколько ракет». Приказывалось во дворах ночами жечь костры с 5 по 7 число. Первого января велено было служить торжественные молебны с колокольным звоном. В полночь служить всенощную, а поутру обедню. После службы в храмах приказано было проводить парады войск со знаменами. Можно сказать, это был последний штрих в установлении христианства в нашей стране.
Царь брал за образец Европу. Не стоит говорить, что это нововведение, как и многие другие нашего царя-реформатора, было встречено в штыки. Как видите, здесь речь не идет об установке елок в домах. Через некоторое время после смерти царя елочными ветками украшались преимущественно питейные заведения, что нашло отражение в пословицах и поговорках.
Не все знают, что празднование 25 декабря даже до введения христианства было издревле у всех славянских народов. Поэтому то, что происходит в России с празднованием Рождества и Нового года ныне, по факту, по воле большевиков, входит в противоречие с установившимся с незапамятных времен порядком. Кажется, мы единственные в христианском мире упорствуем в таком порядке. Но вернемся к елке.
С середины 1830-х годов елка в доме становится атрибутом праздника. Считается, что жена Николая I, немка по происхождению, ввела у себя в семье этот обычай, распространенный уже во всей Европе. Елка – языческий символ вечной жизни, силы.
В императорском дворце были маленькие елки в детских комнатах и большая — в одном из залов. Естественно, новый обычай был подхвачен подданными. Однако, практически сразу же стало доброй, к сожалению, утраченной сегодня, традицией устраивать елки с благотворительными подарками для бедных детей и сирот. Причем, известно, что дочери императора, а на местах жены и дочери губернаторов, атаманов, охотно участвовали в этих акциях. В 1852 году в Санкт-Петербурге на Екатерининском вокзале была установлена первая публичная елка. И уже с этого времени елка широко распространяется в губернских и уездных городах.
В 1843 году появилась первая рождественская открытка, и стало обычаем обмениваться ими. В начале ХХ века уже принято было не просто посылать открытку с поздравлением, а наносить при этом визиты. Судя по дореволюционным газетам и журналам начала прошлого века, елки в сегодняшнем понимании, прежде всего, устраивались в сиротских приютах и, как бы мы сказали, в интернатах. Т.е. там, где дети и подростки были оторваны по тем или иным причинам от дома. При этом их обязательно посещала жена атамана, другие богатые дамы.
Известно, что большевики не только создали уникальный «старый Новый год», но и запретили елки, как буржуазный пережиток. Елка вновь появилась в наших домах лишь в 30-х годах ХХ века. Конечно, не без воли И.В.Сталина. Даже после Великой Отечественной войны елку в домах украшали настоящими свечами. Что, конечно, опасно. Было принято игрушки на елку детям изготовлять самостоятельно из бумаги, картона. Фольгой оборачивались грецкие орехи, вешали редкостное после войны печенье, конфеты, мандарины, яблоки. Было много стеклянных бус, исчезнувших сегодня. Любая уважающая себя организация устраивала у себя в конторе елку для детей сотрудников с обязательными подарками. Конечно, уже перед войной появились и искусственные елки. Не столь совершенные как сейчас, но тоже очень дорогие. Во время немецкой оккупации некоторые высокопоставленные гитлеровские офицеры имели при себе небольшие, чуть больше полметра, такие елочки. Когда город освободили, в некоторых домах, где останавливались важные германские чины, они остались, но новочеркасцы относились к этим куцым эрзац-деревцам с презрением.
Почти 20 лет после войны у городской елки, где она стоит и сейчас, были самые настоящие массовые народные гуляния с разудалой музыкой и торговлей до 23 часов вечера. И фактические руководители города – секретари горкома партии, председатели горисполкома не боялись появляться тут безо всякой охраны. Сегодня возле городской елки вечерами пусто.
На Дону праздновали, прежде всего, Рождество и Святки с непременными гаданиями. Кстати, гадания на Рождество и Новый год тоже традиция с незапамятных времен. В станицах ходили ряженые с христославиями, колядованиями. Причем, для каждого действа был определен свой день. В эти дни принята была обильная еда и застолья, угощения любых приходящих в дом. Все это осталось в донском фольклоре. Елку устанавливали в богатых домах. Считалось, что это сугубо личное, семейное дело. Надо упомянуть и о том, что в печати появлялись так называемые святочные рассказы. Это совершенно особый сентиментальный, мелодраматический жанр. В них иногда действовала и елка. При подготовке статьи автору невольно попался один такой рассказ абсолютно незнакомого автора, удивительно трогающий самые светлые чувства в душе. В этих рассказах было милосердие, сострадание, чувства, сегодня изгнанные с экрана телевидения и из современной прозы. Оторваться от чтения было нельзя. Это словно старое, хорошо выдержанное вино.
Когда просматриваешь старые издания, отчетливо понимаешь, насколько изменились наши представления об окружающем мире и о Новом годе, в частности. Думаю, рассказать об этом интересно. Вот журнал «Всемирная иллюстрация» за 1879 год. Рисунок Г. Бролинга – по размеру на разворот нашей газеты. Старинные русские сани тянут русский былинный богатырь слева и богиня Победы с высоко поднятым мечом справа. Они ступают по кошелям с металлическими деньгами и разбросанным лавровым венкам. В красиво украшенных санях голенький мальчик. Левой простертой рукой он бросает в толпу бумажные деньги, правой держит мешок с деньгами. Сбоку и за санями толпа людей – разного народа. Простолюдины пляшут, господа читают некую бумагу. Банкноты летят над толпой, но никто не ловит их. Кто-то плачет, кто-то ликует. Молодой купец тоже что-то читает на ходу. Ему на плечо положил руку солдат. В целом все приветствуют Новый год. Толпа теряется вдали. Но! Над головами у всех, в небесах совершенно чуждые нам сегодня символы. Это две летящие фигуры. Старик – Смерть с косой и песочными часами и Фемида, держащая в одной руке горящий факел, а в другой, как и положено, весы. На одной чаше весов кинжал, на другой лавровый венок. Согласитесь, задумаешься.
Не менее оригинален по смыслу рисунок в том же журнале 1897 года. В комнате на заднем плане праздничный стол с нарядно одетыми господами лет 30. В руках у них высоко поднятые узкие бокалы с шампанским. На переднем плане четверо детей. Самый маленький голенький, с накинутой меховой пелериной. Он держит сияющий кружок-транспарант с цифрой 1897. Но дети встречают вновь странную пару. Это женщина в древнегреческих одеждах с огромной книгой судеб в руках и седой старец с длинной бородой. Он явно символизирует Рок или Смерть, поскольку у него в руках коса. Люди за праздничным столом не обращают на них внимания. Дети же встречают странную пару, как гостей. Елок на рисунках нет.
И напоследок стихотворение некоего С.В. Потресова, написанное в конце XIX века.
Из года в год, из века в век,
При каждой новой смене года
Кипит мечтами человек,
Ликует сердце у народа.
Года текут… Из века в век
Рожденный год всех надувает,
Но так уж создан человек –
Он все надежды не теряет,
Что с Новым годом к нам слетит
Какой-то дух миролюбивый
И чудом нас переселит
В поля Аркадии счастливой.
Итак, Новому году, как таковому, в России чуть больше 300 лет, а елке и того меньше. Но традиция укоренилась намертво. Мы буйно радуемся, хотя поводов для радости подчас мало. Вот как в этот раз. Хорошо забыть все горести и печали хотя бы в эту ночь. Некоторые мрачные (но мудрые!) аллегории XIX века по поводу Нового года совершенно забыты. Сегодня языческий символ — еловая ветвь непременный атрибут новогодних открыток. Нарядно украшенная, отнюдь не самодельными игрушками, елка (кто имеет возможность ее установить), приносит радость не только детям, но и взрослым. Будем надеяться на лучшее!