Сегодня: 19 апреля 9987, Воскресенье

В следующем году отметит свой столетний юбилей Южно­Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт). Вряд ли горожанам следует объяснять, что именно ЮРГТУ(НПИ) своим могучим интеллектуальным потенциалом вот уже почти сто лет во многом определяет неповторимый облик нашего города, приподнимая его над массой обычных провинциальных городов России.

Сто лет научной работы в прямой преемственности многих поколений ученых и студентов нашего прославленного вуза. Связь же поколений обеспечивает такое уникальное явление, как его научные школы. Научные школы ЮРГТУ(НПИ), известные в России и далеко за ее пределами, сложились и успешно функционируют уже очень давно, некоторые берут начало еще с момента образования института. Именно научные школы позволяют координировать основные научные направления университета, наиболее полно осуществлять принципы единства научных исследований и обучения, эффективно готовить высококвалифицированные научные кадры. Всего в официальном реестре университета числится 15 полноценных научных школ. Разумеется, в рамках одного материала нет никакой возможности хотя бы вкратце рассказать об их деятельности. Автор и не ставил перед собой такой непомерной задачи. Встречаясь с проректором по научной работе и инновационной деятельности ЮРГТУ(НПИ) А.В. Павленко, я пытался прежде всего понять сам: а что же такое «научная школа» и чем она отличается, скажем, от просто научного направления?
— Александр Валентинович, так что, по-вашему, означает понятие научной школы, если не вдаваться в академические определения?
— Научная школа – это преемственность нескольких поколений ученых, решающих общую глобальную проблему. Каждое поколение решает эту проблему на все более глубоком уровне знаний, соответствующем состоянию развития современной науки.
— Но во главе каждой научной школы должен стоять один человек, родоначальник и, так сказать, патриарх?
— Как правило, так и есть. Это должен быть талантливый ученый и блестящий организатор плодовитый идеями и учениками. Хорошая научная школа процветает трудами нескольких поколений его учеников.
— Можно ли сказать, что именно научные школы формируют климат образовательного и научного заведения?
— Вы знаете, образование всегда базируется на фундаменте научных исследований. Только тогда, когда ученые непрерывно получают новые научные знания, они могут эффективно использовать их в образовательном процессе. Прошло время, когда преподаватели читали лекции просто по учебникам. Я имею в виду переходный период девяностых годов. Студенты, я считаю, должны воспитываться на реальных исследованиях, выполняемых в рамках хоздоговорных работ. Выполнять курсовые и дипломные проекты не по выдуманным темам, а по реальным разработкам, имеющим все перспективы для внедрения. Сейчас большая часть дипломных проектов базируется на реальных научных исследованиях. Новые знания всегда прочнее, когда они получены в результате выполнения научно-исследовательских работ. Хороший преподаватель должен учить студентов и аспирантов не только по книгам, но и на основе своих разработок — это и есть научная школа в действии. Сейчас произошла определенная перестройка в мышлении и молодежь активно, осознанно и с охотой занимается научными исследованиями. Настолько приятно было в этом году принимать у себя на недавно прошедшем Всероссийском смотре-конкурсе научно-технического творчества студентов вузов «Эврика-2006» ребят, привезших свои работы даже из Хабаровска и Владивостока. Не только приехали, но и заняли призовые места. Так что, думаю, роль науки и деятельность научных школ – определяющие в современном образовательном процессе. Наша новая инновационная программа и нацелена на непосредственное привлечение студентов к выполнению научных работ.
— Можно ли влиять на поддержание сложившихся научных школ?
— Главная проблема – это финансирование. Часть наших научных школ находится на самофинансировании. Они успешно коммерциализовали свою деятельность. Среди них можно выделить такие, как школа по тренажеростроению, которой руководит заслуженный деятель науки РФ В.Е. Шукшунов; научная школа «интеллектуальные электромеханические устройства и системы», которой руководит профессор Ю.А. Бахвалов, они внедрили в практику энергосберегающие индукторные приводы, нашедшие применение в промышленности и «оборонке»; школа очистка воды профессора С.Н. Линевича, дело которого продолжает его ученик Л.Н. Фесенко, которая также работает с реальными проектами и практическим внедрением; школа по энергетике, созданная профессором А.Д. Дроздовым, которая занимается массовым выпуском устройств релейной защиты; школа химических источников тока, эффективно используемых и в космосе и на земле, которой руководил профессор Ф.И. Кукоз, а в последнее время активно развивает д.т.н. М.С. Плешаков. Я ни в малейшей степени не хочу принизить заслуги других наших научных школ, которые в силу своей специфики не могут так же эффективно зарабатывать деньги на развитие самостоятельно. Для них существуют два источника финансирования: собственные средства университета и использование различных грантов и программ, в первую очередь, министерства образования и науки. Практически все университетские школы участвуют в этих программах и каждый год кто-нибудь выигрывает гранты. В этот год – одна школа, в другой – другая. В последнее время государство выделяет значительные средства на поддержку научных школ, но только в виде грантов, за которые надо бороться, доказывать в конкурсе свою состоятельность, как действующей научной школы.

Фото Николая Склярова

Научные школы ЮРГТУ:

1. Научные основы технологии добычи полезных ископаемых
2. Строительная механика
3. Электротехника и управление электромеханическими системами
4. Геология, поиск и разведка полезных ископаемых
5. Технологии очистки природных и сточных вод
6. Химические соединения, технологии и источники энергии
7. Технологии тугоплавких неметаллических и силикатных материалов
8. Горное машиноведение и автоматизация производственных процессов
9. Электрохимические технологии
10. Релейная защита и диагностика электроэнергетических систем
11. Кристаллы и структуры для твердотельной электроники
12. Порошковые и композиционные материалы в машиностроении
13. Интеллектуальные тренажеры и тренажерные комплексы для обучения и подготовки персонала
14. Механика грунтов, основания и фундаменты
15. Социальная структура и социальные процессы в современном российском обществе
row['name']