Сегодня:

Первую очередь в своей жизни я помню отчётливо. Это была толпа нервных взрослых и галдящих детей перед кабинетом врача в детской поликлинике. Она размещалась
в то время на улице Жданова (ныне Комитетская), там, где сегодня станция переливания крови и «Скорая помощь». Прошло едва ли не полвека. Детишки, которые орали на пеленальных столиках в старой поликлинике, выросли, и теперь уже сами в качестве мам, пап, бабушек и дедушек «маринуют» своих чад в очереди перед кабинетом детского врача.

В ТЕСНОТЕ И ОБИДЕ
— Очереди и нам не дают работать спокойно, — говорит главный врач детской больницы Лариса Дмитриевна Ефимович, — а почему им не быть, если на 21 участок у нас только 14 педиатров. Нагрузка на участковую службу в полтора раза больше положенной. За год к нам не пришёл ни один врач на участок. Остались лишь трое молодых специалистов, которые проходили у нас интернатуру после мединститута. Да ещё я попросила поработать двух опытных докторов пенсионного возраста на амбулаторном приёме. Они по участкам не ходят.
— Итого, на приёме 16 врачей?
— Теоретически — да, на практике меньше. Они ведь работают в смену. Кроме того, врачи тоже иногда болеют, уходят в отпуск…
— Не помогла даже заметная прибавка в заработной плате по нацпроекту «Здоровье»?
— Не помогла. По нацпроекту добавили только участковой службе, а специалистам нет. У нас ставка реаниматолога до июля этого года была всего 2600 рублей. Теперь она увеличилась на треть, но всё равно это очень мало.
— Люди учатся 6 лет в мединституте, потом год проходят интернатуру, чтобы получать такую зарплату?
— Получается так. Уровень заработной платы остаётся очень низким. В отделениях врачи получают от 3,5 до 5 тысяч. Участковые — 13, медсестры на участке — около 7. Участок это 800 детей. Если вызовов много, врач снимается с приёма, ему даётся машина, и он обслуживает вызовы своего и «бесхозного» участка. Нагрузка на педиатров, оставшихся на приёме, соответственно увеличивается.
Отдельная тема — врачи-специалисты. Там норма на приём — 24 пациента. Повторные больные тоже входят в это число. Потому в регистратуре талоны на приём всегда в дефиците. В дефиците и помещения. Иногда за день в кабинете меняется 4 врача. Здание поликлиники рассчитано на 300 посещений в день, а на самом деле их бывает до 500.
— Хотите поговорить с участковым? Сейчас идет приём. Можете получить всю информацию из первых рук, — предлагает Лариса Дмитриевна.

“Мы верим и надеемся на то, что через год у нас будет новоселье. Ведь все нарекания идут, в основном, на бытовые условия, а не на лечение. Станет у нас больше площади ­ будет всем легче, и нашим пациентам, и врачам.”
Лариса Ефимович

РЕКОРДЫ УЧАСТКОВЫХ
Участковый врач Светлана Александровна Левшина и медсестра Галина Георгиевна Двигуб охотно рассказывают о своей работе и проблемах. Приём у них начинается в 7.30 утра и продолжается три часа. Потом работа с документами — больничные, карточки и прочее. Дальше — обслуживание вызовов. Их участок это район улиц Крайней, Народной, Ларина. Плюс ещё посёлок Луговой. По норме положено 6 вызовов в день, но один, два раза в неделю обслуживаются и свои вызовы, и с тех участков, где нет врачей. Тогда вызовов бывает от 15 до 25 и больше.
— Темп высокий, почти бегом. Надо осмотреть ребёнка, поговорить с родителями, дать рекомендации, выписать рецепты. Досадно, что много времени иногда занимают поиски нужного адреса, — говорит Светлана Александровна.
— Хотя бы на угловых домах были номера написаны, — добавляет Галина Георгиевна, — да ещё бы собак привязывали. Бывает, выбегает целая свора, бросается на тебя. Редко кто из медиков остался не покусанным собаками. Звонков на воротах в частном секторе нет, не дозовёшься хозяев. Врача вызывают, а сами не заботятся о том, чтобы его встретить. Сейчас темнеет рано, а с освещением, сами знаете как.
Медики просят родителей пациентов подписать свои дома, квартиры, но многие мамы и папы остаются к этим просьбам безучастными. И в следующий раз, может быть, уже другой врач будет терять время на поиски нужного дома.
— Работу медиков оплачивает страховая компания, — говорит Светлана Александровна, — люди этого понимать не хотят. Просишь у них полис, а они возмущаются: «У нас ребёнок больной, а вы с бумажками!» Мы очень много смотрим детей без документов, без прописки, беженцев, переселенцев, и эта работа к оплате не идёт. А приём ведём до тех пор, пока у двери не останется ни одного человека.
— У нас нет последней минуты работы, есть последний пациент, — добавляет Галина Георгиевна.
Мне сообщили, что 11 декабря один из врачей поликлиники поставил рекорд — за три часа работы принял 35 пациентов! Это был, конечно, рекорд вынужденный. А ещё мне рассказали, как у медика, который пришёл в дом «нового русского», строго спросили, записывался ли он заранее на приём к хозяину, или намерен так вот сразу, оторвать его от важных дел…
ЖДАТЬ ОСТАЛОСЬ НЕДОЛГО
— Нас очень вдохновляет стройка новой поликлиники, — говорит Лариса Ефимович, — мы видим, что работа на площадке идёт очень ритмично, и находится под жестким контролем мэра города, который там регулярно бывает. Мы верим и надеемся на то, что через год у нас будет новоселье. Ведь все нарекания идут, в основном, на бытовые условия, а не на лечение. Станет у нас больше площади — будет всем легче, и нашим пациентам, и врачам. В новой поликлинике предусмотрен и новый штат, мы уже ведём подготовку специалистов. Часть из них прошли обучение за собственные средства, часть — по губернаторской программе. То, что доктора получают служебные квартиры, это тоже нас очень радует. Все молодые врачи, которые к нам пришли, участвуют в льготной ипотеке, и скоро отпразднуют новоселье в новом доме, который здесь рядом строится. У нас много новой аппаратуры, и для работы на ней мы тоже готовим специалистов. Я думаю, что уже через год многие проблемы, которые сейчас не дают и нам нормально работать, и мешают нашим пациентам, свою остроту потеряют. А когда будет проведён капитальный ремонт стационара, мы сможем создать там больший комфорт. Палаты будут не такие многоместные, как сейчас, а на одну — две койки. У нас будет организовано отдельное инфекционное отделение. Планов много, и надежда на то, что они будут реализованы, даёт силы, добавляет терпения, помогает нам преодолевать трудности дня сегодняшнего. Думаю, и очереди мы, в конце концов, изживём. Всё идёт к тому.

Фото Николая Склярова
row['name']