Сегодня:

В начале декабря состоялся «круглый стол» по проблеме профилактики наркомании и отражения этой проблемы в средствах
массовой информации Новочеркасска с участием заместителя главы администрации, председателя городской межведомственной комиссии по противодействию и профилактике наркозависимости А.Д. Вальтера, начальника информационно­аналитического отдела администрации В.Ю. Рубиной, заместителя начальника МРО Управления Федеральной службы контроля за незаконным оборотом наркотиков
П.Ю. Карандашева и новочеркасских журналистов.
ДЕЛО ОЧЕНЬ ТОНКОЕ

…Несколько лет назад по телевизору показывали акцию «Мы – против наркотиков». На экране мальчик детсадовского возраста в костюме зайчика с розовыми ушками размахивал флажком. В этот момент меня подозвал сын, в то время очень трудный подросток, и, усмехаясь, сказал: «Мам, посмотри, кто против наркотиков!»
Естественно, застращать ни наркодилеров, ни наркоманов не удалось ни в тот раз, ни во все последующие.
Население нашего города, ворот Северного Кавказа – это просто классическая «группа риска»: огромное количество молодежи, которая приезжает учиться в Новочеркасск и предоставлена здесь, вдали от родных, самой себе. Множество приезжих студентов – из северокавказских республик, где употребление марихуаны, например, – повсеместная традиция.
Несмотря на реальную опасность эпидемии наркомании, наркодиспансер в Новочеркасске, единственный из 9 подобных в области (все финансируются из областного бюджета), находится в жутком помещении, в таком же месте и в ужасающем состоянии. Даже простое посещение его может привести к жесточайшей депрессии. Как уж там можно поправить здоровье, непонятно. Администрация Новочеркасска предложила 12 объектов для более правильного размещения медико-исправительного учреждения, но ни одним из вариантов департамент здравоохранения пока не воспользовался.
Значит, новочеркасцам нельзя болеть, потому что негде лечиться. Но в нашем городе наркоманов в два с половиной раза больше, чем в любом другом, равном нам по всем параметрам, городе. И это только тех, кто уже стоит на учете.

Что делать

По результатам социологического исследования, новочеркасский народ смотрит, читает и слушает городские СМИ больше, чем областные и центральные. За «круглым столом» обсуждался вопрос, что же мы, новочеркасские журналисты, можем сделать для того, чтобы удержать поколение у бездны на краю и отвести от этого края.
Говорят, что для детей надо писать так же, как и для взрослых, только лучше.
Дети почти не читают наших газет, их читают родители. Но обычно дети не слушают, что им говорят взрослые.«Они у него не в доверии», — так характеризует взаимоотношения бывшего наркомана с родными его подруга.
Один из мифов, в которые хочется верить, гласит, что надо разговаривать с детьми.
Конечно, есть прекрасные благополучные дети, которые обожают общаться со своими мудрыми, счастливыми родителями. Но эти семьи не находятся в «группе риска». Чаще встречаются обычные дети, которые в лучшем случае вежливо выслушают папу с мамой, глядя в сторону, а роскошь общения вкусят со своими ровесниками. Как сказал один, кстати, нормальный человек и папа, о своем сыне: «Он хотя бы разговаривает с нами. Я своих родителей вообще за людей не считал».
Правда, есть еще категория родителей, которые слушаются своих детей. Это такая родительская «группа риска». «Мама, дай мне свою машину, я съезжу к наркоманам, посмотреть ворованные магнитофоны…» И на моих глазах мать, во всех остальных вопросах адекватная, протягивает ключи от машины, и 14-летний мальчик уезжает… Через две минуты до нее доходит смысл сказанного, и она хватается за голову…
Расхожая истина о том, что положительный пример родителей, ведущих здоровый образ жизни, неожиданно получила свое подтверждение от молодого человека из «группы риска». «А какой механизм действия положительного примера?» — добивалась я от него. «Да такой, что нету отрицательного примера…»
Вот и поговори с ними.
А его ровесник, которого я спросила, пробовал ли он марихуану, ответил, что ему никогда этого не хотелось. «А почему?» «Никогда не было это интересно». К слову, сын спортивного тренера.

Всё просто и страшно

На всякий случай, несколько страшных фактов для тех, кто познания о жизни наркоманов все-таки черпает из нашей газеты. Всплеск вхождения определенных групп населения нашего города в наркозависимость пришелся на 1997 год. Наркомана век недолог: долгожители из их числа живут 12-15 лет после первого укола. Чаще погибают раньше – из-за «вирусной нагрузки» и от передозировки.
Героин убивает сердечную мышцу. Все наркотики разрушают печень с вытекающими отсюда последствиями – гепатитами А, Б, С и медленной, мучительной смертью от цирроза. 40 новочеркасских наркоманов ВИЧ-инфицированы. Наркотики – это тюрьма и неизбежный туберкулез…
Пик смертности переживших вышеперечисленные напасти наркоманов придется на 2007 – 2010 годы.
Еще один серийный убийца, токсикомания, бьет по мозгам. Бывшие токсикоманы «в завязке» пригодны работать только разнорабочими.
Даже самые настоящие борцы с наркоманией — МРО Управления Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков — предлагают в качестве профилактики разбрасывать листовки и вывешивать «растяжки» со страшными картинками, например, язык, проколотый иглой…
Но, видимо, профилактика — не их тема. Кого и когда отпугивали «чужие истории», хотя и страшные? У нас у каждого есть свои собственные грабли.
«А что тебя могло бы отвратить от наркотиков? — продолжила свой опрос среди «трудных» детей. «Внешний вид и образ жизни самих наркоманов…» — резонно ответил парень.
Может быть, это все прочтут родители «группы риска». Ну, а дети могут случайно, в промежутке между компьютерными играми и игровыми автоматами посмотреть местный канал.
И тут наши новочеркасские тележурналисты оказались на недосягаемой высоте. 37-й канал снял серию фильмов, которую можно условно назвать «В поисках выхода», или «Путь из ниоткуда»…
Все фильмы – прекрасная журналистская работа и большая работа души, но один из них просто бьет в самое сердце. Женщины лучше мужчин выходят из состояния наркозависимости, но если не выходят, то получается очень страшно. Корреспонденты 37-го канала сняли эти кадры в Новочеркасском доме ребенка, куда попадают дети, рожденные от матерей-наркоманок. «То, что сотворила с ними родная мать, не может исправить никакой прогресс. Судороги, боли, смерть… За что? И на это обрекли их люди, которые должны были их любить больше всего на свете…»
Эти слова тележурналистки Анастасии Свинцовой могут отнести к себе и родители наркоманов, потому что их детей ожидает в принципе то же самое, пусть даже они сами на себя накликали беду. Но тут — куда ни кинь, всюду клин.

Просвет

Главный нарколог А.Н. Елкин говорит в одном из этих фильмов, что мнение о неизлечимости наркомании устарело, что бывших наркоманов десятками снимают с учета, а это делается только по истечении пяти лет без наркотиков. За это время приходит в порядок тело, восстанавливается психика, налаживаются родственные связи и социальная сфера. Потом вступают в свои права духовные практики – творчество, религия, занятия йогой…
Если в Голландии наркомания — это психическое заболевание, то в России, в нашем городе тем более – очень социальное. Если взрослые люди не всегда справляются со своими проблемами (долги, болезни)…
Несколько лет назад в редакцию «В» пришел человек лет сорока, по виду и по запаху бомж. Но по поведению – культурный человек. Он предложил рассказать свою историю, чтобы мы ее опубликовали для того, чтобы кто-то задумался и остановился. Даже сфотографировать себя разрешил, но фото куда-то пропало, и статья вышла без него. Пережив гибель любимого старшего брата в армии (самоубийство), болезнь и смерть матери, он стал пить, а потом, уже будучи взрослым, первый раз укололся, потому что был уверен, что сможет остановиться. Но не смог…Все потерял, но пока еще была голова на плечах, сделал последнюю попытку быть полезным, кому-то помочь…

Всё будет хорошо!

Случай из жизни. Очень благополучная, интеллигентная семья потомственных архитекторов. Все были успешными – отец, мать, старший брат. Младший употреблял наркотики с 14 лет, а колоться начал в 16. Его родители во всех остальных вопросах были очень убедительны, но в своей беде ничем не могли помочь ни себе, ни сыну. Вернее, они могли сделать для него все – найти самых лучших врачей, самые действенные лекарства, самые продвинутые методики. Но сын ничего не хотел, не шел на контакт и не принимал никакой помощи. К двадцати годам он уже несколько раз обворовывал собственных родителей, и они начали от него запирать часть квартиры. А мальчик погибал и телом, и душой. Он вынес и продал все золотые украшения своей матери, которые ей подарил любящий муж….
Семья жила в аду несколько лет. Ни любовь, ни жалость, ни слезы, ни логика, ни авторитеты не помогали. По-хорошему ничего не получалось. Тогда психолог, к которому ходили родители (чтобы научиться жить с проблемой, с которой они не могут справиться), посоветовал сделать по-плохому: отвергнуть сына, оттолкнуть его, не пускать больше домой, отказаться от него. Можно только представить себе, что творилось в душе у матери, которая несколько раз выпроваживала безумно любимого сына на улицу, где наркомана подстерегает столько опасностей. Но бедная мать пошла даже на это: пять раз сын приходил на порог родного дома, а родители закрывали перед ним дверь. Понимая, что могут больше никогда его не увидеть.
На шестой раз он приполз: «Не бросайте меня», и его начали лечить. Семья переехала в другой район города. Сняли наркотическую зависимость, а он начал пить. Сняли алкогольную зависимость. Он все это выдержал, но оказалось, что у него гепатит. Лечили печень. Все это время рядом с ним была девушка, на которой он потом женился. Родился ребенок, получилась семья. Я увидела его через три года после того, как он завязал. Абсолютно здоровый обаятельный парень с прекрасным цветом лица и приятными манерами…
Какую же внутреннюю силу нужно иметь наркоману, чтобы вылезти из этой глубочайшей ямы, уму непостижимо. Но он справился. Когда семью постигло новое бедствие, бывший наркоман стал опорой своей матери.
И еще случай из жизни. Девушка, очень красивая, умная и добрая. Судьба ее одарила сверх всякой меры. Но в детстве ее жизнь сложилась так, что ей пришлось рано повзрослеть. Рано вышла замуж, сразу после школы родила ребенка. А поскольку ко всем этим достоинствам у нее был еще и характер, она ушла от мужа, а он забрал у нее сына.
В ее случае произошло чудо. Родители отвезли ее в реабилитационный центр под Азовом, и были почти уверены, что она оттуда сбежит. Приехали за ней через две недели, но она отказалась уезжать. Всего она прожила там почти полгода, и ей было хорошо. Она увидела другую жизнь, другие ценности, других людей, которым разрушили жизнь алкоголь, тюрьма, наркотики. Она познакомилась, подружилась, полюбила их как своих сестер и братьев. Она говорит, что это Бог «явил чудо». Она «уверовала в Бога», как сама говорит. Теперь ходит в такой же «реабилитационный центр» и помогает, кому получается помочь. Делает им ремонт в свободное от работы время. Мечтает построить большой дом в деревне и забирать в него всех, кто много страдал в этой жизни.
Когда я с ней общаюсь, я чувствую, что она мудрее, совершеннее, взрослее меня и знает о жизни гораздо больше, хотя мне годится в дочери.
Я даже не поняла, к какой церкви принадлежат эти «реабилитационные центры», да это и не имеет значения – Бог един. По крайней мере, верующие разных конфессий помогают этим «центрам».
В Новочеркасске в одном из таких «центров» я встретила молодого парня, рок-музыканта, который «кололся» 15 лет. Потерял две семьи, в которых осталось по ребенку.
Здесь он всего два месяца и уже имеет свежий, здоровый вид. Общаться с ним исключительно приятно, и до сих пор светло на душе, как только вспомню о нем. Он живет и просто радуется жизни. Сейчас он уже снова пишет песни. О женщине, о Боге, о любви…
Но в мир выходить пока опасается. И как я его понимаю.

Профилактика

Наверное, жуткие кинокартинки обязательно должны быть в нашем арсенале. Недаром же народное творчество изобрело жанр «страшной сказки» в целях воспитания непослушных детей. И должны быть сюжеты и статьи о том, как прекрасен этот мир сам по себе и сколько в нем интересного…И так всей жизни не хватит, чтобы все удовольствия испытать…
На «круглом столе» решили только, чего в СМИ быть не должно. Публичного обсуждения легализации наркотиков и доходов от наркоторговли; рекламы частных клиник с неправдоподобно высокой платой за излечение и неправдоподобно высокой результативностью услуг.
К чести наших коллег, было очевидно, что все собравшиеся живо и кровно заинтересованы в теме. У женщин были слезы на глазах, у мужчин – идеи.
С помощью профессионала Петра Карандашева пришли к убеждению, что ни заслоны на пути продажи, ни повышение цен на наркотические вещества не помогут, пока будет спрос.
Если еще будут идеи, звоните по телефону 2-30-67 в дежурную часть МРО УФСКН.

Фото Николая Склярова
row['name']