Сегодня: 19 апреля 5878, Пятница

Когда речь заходит о поэтическом Новочеркасске, то сразу же называют имена Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Есенина, Маяковского. И это справедливо. Наши великие поэты оставили в биографии казачьего города памятный, неизгладимый след. Причем, если Пушкин впервые побывал здесь немногим более 185 лет назад, то первый приезд Маяковского в Новочеркасск отделяют от нас ровно восемь десятилетий.
Дата «27 ноября 1926 года» вошла в историческую летопись нашего города и в биографическую хронику великого советского поэта. Вечером этого дня Владимир Маяковский выступил с лекцией и чтением стихов перед новочеркасцами. В конце 1926-го он совершал творческую поездку по южным городам страны. Свои поэтические вечера он предварял чтением лекции «Поп или мастер». Она была посвящена отнюдь не религиозным проблемам (ее название обманчиво), а тому, каким должен быть поэт. Эту лекцию, которую в литературе о Маяковском часто называют «докладом», Владимир Владимирович читал еще 24 ноября 1926 года в Ростове-на-Дону в театре им. Луначарского, а затем, кроме Новочеркасска, в Таганроге и Краснодаре.
Маяковский в своей лекции яростно выступал против «литературного поповства» в поэзии: против гнусавой манеры чтения стихов, длинных волос у поэтов, всего того, что «деквалифицирует» действительно хороших литераторов. Обстоятельной критике Владимир Владимирович подверг в своей лекции книжку Г.А. Шенгели «Как писать статьи, стихи и рассказы», выпущенную в том же 1926 году в Москве.
В Новочеркасск Маяковский прибыл на поезде. Как вспоминал устроитель публичных выступлений поэта Павел Ильич Лавут, в казачьем городе «грязный неприветливый вокзал встретил сошедшего с поезда поэта. Долго искали извозчика. Наконец, нашли … с вокзала плелся в гору на одноколке. Извозчик с окладистой бородой. Маяковский спрашивает его о временах, когда в городе были белые: «Много у вас тут сволочей перебывало?». Извозчик басом отвечает: «Хватало …». «А какие у вас знаменитости, кроме белых генералов?». «А вот сейчас будет Ермак…».
Впоследствии Владимир Владимирович в стихотворении «Голубой лампас» описал свою встречу с Новочеркасском, с соборной площадью, с Вознесенским собором («Путь до небес раздели пополам – дотуда дойдут купола!»), с памятником атаману Ермаку, который напомнил поэту «медную гирю». Ноябрьский день был промозглым, туманным, сумрачным.
Поднявшись на одноколке на новочеркасский холм, поэт и его спутник отпустили извозчика и пешком дошли до гостиницы «Южная». Маяковского удивило обилие вывесок на иностранных языках, к чему он отнесся неодобрительно. Поэт и его спутник разместились в гостинице (ныне торговый центр «Южный»). Известно, что номер, в котором остановился Маяковский, был на втором этаже, выходил окнами на угол Платовского проспекта и Московской улицы.
Вслед за вселением поэта в гостиницу ее сразу же стало осаждать множество посетителей, требовавших встречи с ним. Администрация пыталась оградить Маяковского от натиска визитеров, но сделать это оказалось весьма непросто. В конце концов администраторы уступили напору посетителей и пропустили к поэту массу народа.
После многочасового общения с новочеркасцами в гостинице «Южная» Маяковский отправился в Донской политехнический институт на разрекламированную заранее лекцию «Поп или мастер» (афиши были расклеены по городу) и на поэтический вечер. Его выступление проходило в Большой (Первой) Химической аудитории. По оценке известного исследователя жизни и творчества Маяковского В.И. Сердюкова, на встречу с поэтом собралось до тысячи горожан. Пришедшие заняли не только основное помещение, но и галерку, стояли на всех лестницах, во всех проходах, даже вокруг длинного стола. Вспоминают, что поэт с трудом протиснулся в Большую Химическую.
Выступление Маяковского началось в восемь тридцать вечера. Вначале – лекция, потом – чтение стихов, ответы на вопросы. Причем, прежде всего, Маяковский стал задавать вопросы сам. «Хочу знать, любит ли меня советское студенчество? – поинтересовался он и предложил – Прошу проголосовать». Голосование прошло дружно, почти все поддержали поэта. Лишь несколько рук было поднято при голосовании с выражением нелюбви к поэту.
Затем Маяковский распорядился: «Левый угол аудитории – для записок». В тот вечер поэту пришлось ответить на десятки и десятки вопросов. Делал это Владимир Владимирович в своей излюбленной манере: с юмором, шуткой, острым словцом. Какой-то студент, возмущенный этой манерой общения Маяковского с аудиторией, крикнул поэту в лицо: «Вы что думаете, что мы все идиоты?!». На это Владимир Владимирович добродушно ответил: «Почему все? Пока я вижу перед собой только одного».
Другой недоброжелатель Владимира Владимировича процедил: «Поэт Маяковский, сколько денег лопаете за стихи? А мы, студенты, весьма нуждаемся». Владимир Владимирович внимательно взглянул на спрашивавшего – массивные золотые часы, золотые кольца с каменьями блещут на руках. Потом поэт четко охарактеризовал своего оппонента: «Нищий в золоте!».
Большинство же вопросов, заданных Маяковскому, нельзя назвать недоброжелательными. В них сквозил неподдельный интерес к личности поэта, к его мнениям по самым различным вопросам.
Вечер в Большой Химической завершился ближе к часу ночи (его считают самым продолжительным за всю историю подобных выступлений поэта). Затем Владимир Владимирович еще дегустировал вина в кабинете профессора А.А. Кирова, восторженного поклонника его творчества.
Первый приезд Маяковского в Новочеркасск дал ему богатые жизненные впечатления. Недаром же он в своих автобиографических записках «Я сам», в разделе, посвященном 1926 году, назвал первым в длинном списке городов, которые он тогда посетил, Новочеркасск (а в этом списке есть и Париж, и Берлин, и Прага). Отданное казачьему городу предпочтение неопровержимо свидетельствует, насколько много значила для поэта его тогдашняя встреча с Новочеркасском.
… С той поры минуло 80 лет. И вот 27 ноября 2006 года в Большой химической аудитории ЮРГТУ (НПИ) состоялись в память о выступлении здесь великого поэта традиционные «Маяковские чтения». Их вела журналист Елена Мезина. Перед собравшимися выступили с чтением своих произведений, с размышлениями о творчестве Маяковского местные литераторы и местные краеведы А. Бурцев, А. Данцев, И. Городецкая, И. Донецкая, Г. Перелыгин, К. Ушакова, А. Коновалов, А. Патрикеев, Е. Новопавловская, Т. Луизи, А. Волков и другие. Под сводами старинной аудитории гордо звучало имя Владимира Маяковского, напоминая о том, что эти своды навечно впитали в себя неизбывную память о нашем великом национальном поэте.
row['name']