Сегодня:

Память и боль

Прочитал в университетской многотиражке «Кадры индустрии» (№ 13 от 31.10.2006) заметку Веры Заерко «Остановись на миг у монумента…» Заметка — о Галине Петровой и памятнике ей у главного корпуса ЮРГТУ (НПИ).
Заканчивается заметка словами: «Проходя мимо, взгляд невольно задерживается у памятника, ведь это наша история, память и боль…» Не знаю, какой смысл вложила Вера в это многоточие, для меня же слова память и боль, связанные с этим памятником, вполне конкретны.
Обращаюсь к памяти. Дело в том, что я участвовал в конкурсе, объявленном комитетом ВЛКСМ НПИ, на проект памятника Галине Петровой, а затем помогал автору принятого проекта старшему преподавателю кафедры архитектуры В.П. Котилевскому (1912-1998 г.г.) в выполнении макета будущего памятника (лепил из пластилина бюст героини). Кстати, тот макет можно и сегодня посмотреть в Музее истории университета. Помню, с какой настойчивостью Владимир Порфирьевич добивался точного исполнения его проекта. Корабельный якорь на площадке пьедестала он считал очень важным элементом памятника, т.к. указывал на причастность героини к флоту. Нужный якорь приобрели тогда в Таганрогском морском порту и он завершил композицию.
Теперь о боли. В начале 90-х годов якорь был похищен. Видимо, кто-то сдал его в металлолом. О том, что исчезновение с памятника якоря нарушило замысел автора, я писал в «КИ» (№ 18 от 5.11.1998) и в книге «Прогулки по Новочеркасску» (2005 г.), однако никакой реакции со стороны руководства университета на эти публикации не последовало.
Среагировал на это… пьедестал — он начал трескаться. На публикуемом фото трещины плохо видны, поэтому повторяю для начальства: «Остановись на миг у монумента!». А однажды я увидел бронзовый бюст «рыдающим». Капли-слезы поблескивали под глазами изваяния.
Но оставим мистику и эмоции и обратимся к реальности. Она такова, что Галину Петрову по-прежнему продолжают считать бывшей студенткой Новочеркасского Политехнического института (но так институт назывался с 1948 года, а предыдущие тринадцать лет он был Новочеркасским индустриальным институтом, т.е. НИИ). Мночисленные газетные и другие публикации, в том числе и в «Кадрах индустрии», опровергавшие эту версию, видимо, не убеждают. Так в упомянутой выше заметке сказано: «22-летней студенткой НПИ, окончившей с отличием курсы медсестер, в числе добровольцев, она была отправлена на фронт». В связи с этим вынужден привести несколько выдержек из солидного тома под названием «Новочеркасск. Энциклопедия» (Издательство «Новопринт», 2005). Вот что там сказано о нашей героине: «Петрова Галина Константиновна (06.09.1920, г. Николаев, Украина — 08.12.1943, Эльтиген, Крым). Герой Советского Союза. Среднее образование получила в школе № 1 Новороссийска. Затем училась в НИМИ (Новочеркасском инженерно-мелиоративном институте, теперь это НГМА. — В.Р.). В 1941 г. во время войны, окончила курсы медсестер, работала в госпитале Новороссийска.
В дальнейшем она в звании главстаршины — санинструктор 386-го отдельного батальона морской пехоты (Черноморского флота). 01.11.1943 батальон высадился на Крымском побережье в районе пос. Эльтиген…
В представлении к званию Героя Советского Союза говорится, что она «пошла в первых рядах атакующих на доты и дзоты, оказала помощь многим десяткам раненых бойцов и офицеров, и в критические минуты брала оружие павших товарищей и бесстрашно истребляла немцев, воодушевляя сражающихся… (Надо полагать, что она мстила немцам за мужа — Анатолия Железнова, — погибшего на фронте и не хотела пропустить врага в Новороссийск, где остались ее малолетний сын Костя и мать. — В.Р.).
Звание Героя Советского Союза присвоено 17.11.1943. <...>
Ей поставлены памятники в Новочеркасске и Керчи, ее имя носят улицы и переулки в Севастополе, Новочеркасске, Керчи и Николаеве».
Новочеркасский журналист Юрий Евдокимов написал о Галине Петровой повесть «Девушка с «Огненной земли». С его легкой руки она и была причислена к студентам НПИ. Потом это закрепилось установкой памятника у главного корпуса самого большого вуза города, хотя средства на памятник собирали студенты трех вузов. А потом и мемориальной доской на фасаде энергофака, обращенного к стадиону и информационной доской на доме № 30 по переулку ее имени (теперь это «Г.Петровой улица»).
Когда выяснилось, что Галина училась в НИМИ, где сохранилось ее личное дело, мелиораторы тоже посвятили ей мемориальную доску. Такая вот произошла путаница, и никто, похоже, не собирается исправлять допущенную когда-то ошибку.