Сегодня:

Уже давно ни у кого не вызывает удивления тот факт, что коррупция в нашей стране есть. Вот только конкретные случаи почему-то всплывают нечасто. Впрочем, это и неудивительно: что бы ни говорили, коррупция – явление так или иначе выгодное обеим сторонам — и берущему, и дающему. По этой причине искоренить коррупцию сложно, а сегодня, наверное, и невозможно.
Сама суть этого механизма не так проста, как может показаться на первый взгляд. Что можно расценить как коррупцию: коробку конфет, подаренную врачу, 200 рублей, отданных сотруднице домоуправления за оформление справки, или несколько десятков тысяч рублей за место для строительства коттеджа или магазина? А, быть может, это взнос в детском саду на ремонт группы? Зачастую мы сами не можем определить для себя, где заканчиваются платные услуги и начинается коррупция. А многие и не пытаются это делать, зная, что решать проблемы, обойдя закон, проще.
К счастью, есть люди, не готовые мириться с таким положением вещей. К нам в редакцию поступило письмо от семьи Медяковых. Тема, поднятая в нем, касается многих горожан. Вот выдержки из него: “Уважаемая редакция. Обращаемся к вам с жалобой. Этим летом мы столкнулись с проблемой устройства ребенка в детский сад. Полные оптимизма мы отправились в ближайший из них (номер по понятным причинам указать не можем). Заведующая принялась сетовать на нехватку мест, отсутствие ремонта, мебели, канцтоваров, слесарей, дворников и других не менее важных для моего ребенка вещей.
В конце разговора она сказала, что если мы окажем добровольную спонсорскую помощь в размере 1500 рублей, она попробует для нас что-нибудь сделать. Как мы выяснили из разговора с такими же “несчастными” родителями, уже в мае многие из них знали, что их ребенок не может быть принят в данный садик, хотя списки окончательно формируются в июне-июле. Очевидно руководство детского сада отбирает детей пропорционально денежному родительскому вкладу.
Моя приятельница поделилась опытом со мной – ее сына согласились принять в детский сад без очереди при условии, что в саду появится евроокно, стоимостью 10 тыс. рублей. И этот случай не единственный, через который прошли родители, пытаясь устроить своего ребенка в садик”.
Данный пример – не единичный случай, в этом убедились и мы. Простой опрос родителей показал, что при желании можно “договориться” о том, чтобы ребенка взяли в детский сад вне очереди. Причем стоить это будет от 6 до 15 тысяч рублей, если вы хотите записать ребенка в садик, расположенный в центре города, или от 3 до 6 тысяч рублей за устройство в другие учреждения Промышленного района.
Почему сложилась такая ситуация? Главная причина – недостаток детских садов и их недостаточное финансирование. Детей в городе рождается все больше, а количество садиков за последний десяток лет значительно уменьшилось. Многие шутят, что в садики скоро будет такой же конкурс, как и при поступлении в вуз. Доля правды в этом, безусловно, есть.
По словам начальника управления образования администрации города, П.В. Панкратова, сегодня в Новочеркасске функционируют 42 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, которые рассчитаны на 3662 места. А посещают детские сады 5277 детей, из них 1639 человек пришли в 2006 году. Детские сады уже переуплотнены на 1615 человек. Своей очереди ожидают 2220 малышей, причем отдельная очередь уже сложилась из тех, кто имеет льготы при определении в детский сад.

Для того, чтобы малыш действительно стал детсадовцем, его необходимо поставить на учет как минимум за год до распределения в образовательное учреждение ( а не того момента, когда ребенку исполняется два или три года)..

Записаться можно ежедневно по телефону 5-98-77 или с понедельника по четверг с 14-00 до 17-30 в комиссии по укомплектованию детских садов при управлении образования администрации города. При этом следует учесть, что в очередь поставят только детей, чьи родители имеют новочеркасскую прописку.
Распределение детей осуществляется этой комиссией в срок с 1 апреля по
1 июля один раз в год. Поэтому, к примеру, если родители записали ребенка на очередь в декабре, не стоит удивляться, что к следующей зиме карапуз в садик не попал. Придется ждать еще полгода. Ждать соглашаются не все. Многие пытаются решить вопрос “на местах”. Вот тут и встает вопрос о “добровольных пожертвованиях”. Ведь, по сути, деньги родителей — единственный способ детскому саду выжить в условиях хронического недофинансирования. Все, что привлекает родителей в садике: люстры и занавески, картины и паркет, горки и костюмы для детских утренников приобретено на “добровольную” финансовую помощь спонсоров (т.е. родителей). У государства, разумеется, на эти излишества денег нет.
Следует отдать должное руководителям детских садов — спонсорские деньги действительно уходят на покупку игрушек и ремонт помещений. Либо родителям самим предлагается приобрести, к примеру, музыкальный центр для группы, или закупить на всех стульчики. Какая мать на это не согласится, тем более, что купленным оборудованием будет пользоваться и ее ребенок? Поэтому родители неохотно распространяются о той материальной поддержке, которую они оказали детскому заведению и в правоохранительные органы не поступало заявлений о фактах необоснованного взимания денег с родителей дошколят.
Даже если ребенок согласно очереди попал в детский сад, родители вновь сталкиваются с требованием финансовых вложений в оный. Их обязывают оплатить ремонт, закупить игрушки и мебель. Если бы вы видели список того, что нужно принести в детский сад! В нем все – от карандаша и пластилина до, извините, туалетной бумаги. Занимает он иногда целый тетрадный лист.
Редкое родительское собрание не обходится без решения в очередной раз сдать 500, 700 рублей и выше. Все это делается “добровольно”, поскольку в договоре, который заключается при поступлении ребенка в детский сад, в п.3.2 четко написано: Родитель имеет право (наряду с другими правами) “Оказывать безвозмездную помощь ДОУ (в соответствии с ГК РФ, Законом РФ “Об образовании”). Многие сады ввели в практику эту безвозмездную помощь. При первом посещении учреждения родителям прямо говорится, что нужно сдать энную сумму ( по нашим данным от одной до трех тысяч рублей (кто сколько может) в качестве добровольной материальной помощи учреждению. В таких случаях родителям нелишне было бы потребовать квитанцию, дабы суметь проследить, куда рубли были потрачены.
Квитанцию следует требовать во всех случаях, когда предлагается в очередной раз оказать безвозмездную помощь.
Родителям нелишним будет знать и то, что из 42 садиков только два имеют лицензию на ведение дополнительных платных услуг – прогимназия №4 и детский сад № 7. Это могут быть дополнительные (сверх программы) занятия хореографией, вокалом, иностранным языком и обучение элементарным основам компьютерной графики. Плата за эти занятия осуществляется через банк, а сама стоимость строго рассчитывается в специальном ведомстве. В остальных садах взимать плату за занятия с детьми права не имеют.

Сегодня образовательные учреждения страны поставлены в условия выживания. Можно ли говорить о коррупции применительно к той цене, которую приходится заплатить за детский сад? Зачастую это выбор родителей – ведь пока в Новочеркасске все дети, стоящие в очереди на “государственное детство”, попадают в садики в течение одного- двух лет. Проблема исчезнет, когда количество мест будет совпадать с количеством детей. Уже начата реконструкция детского сада на Александровской, впереди – ремонт детсада в Хотунке и строительство нового в Восточном жилом микрорайоне. Кто бы еще поднял зарплату воспитателям и нянечкам — ведь сейчас она ниже уровня прожиточного минимума(!). Быть может, тогда исчезнет “торговля” местами, и руководство садиков не будет лавировать между законом и необходимостью поставить новое окно.

Фото Николая Склярова

Право первоочередного приема (не внеочередного!) в детский сад имеют дети:
работающих матерей­одиночек;
учащихся матерей;
инвалидов 1, 2 групп;
из многодетных семей;
находящиеся под опекой;
родители (один из родителей) которых находится на срочной военной службе;
участников и ветеранов боевых действий;
сотрудников МДОУ детских садов;
студентов очных отделений;
сотрудников милиции;
сотрудников милиции, погибших (умерших) в связи с осуществлением служебной деятельности, либо умерших до истечения одного года после увольнения со службы;
сотрудников милиции, получивших в связи с осуществлением служебной деятельности телесные повреждения, исключающие для них возможность дальнейшего прохождения службы.
row['name']