Сегодня: 19 апреля 8930, Среда

Вся жизнь — театр

В нашем театре дают «Лес» по пьесе А.Н.Островского. Пьесы этого автора, написанные во второй половине XIX века, до сих пор не сходят со сцены, так как каждое поколение находит в них что свое, созвучное времени. Художественный руководитель театра Л.И. Шатохин увидел в ней много моментов, прямо перекликающихся с нашей действительностью. Моментов, которые следует обозначить, выставить на посмешище и осудить. Он не скрывал, что хочет показать пороки общества, существующие и сегодня. И признаемся, это удалось.
На сцене мы видим целый ряд характеров, персонажей, благополучно существующих до сих пор рядом с нами. Разве не встречаете вы богатых людей, которые удовлетворяют лишь свои прихоти, жадных и жестоких по отношению к своим близким, наподобие барыни Гурмыжской в исполнении заслуженной артистки России И. Шатохиной? Она удивительно точно рисует образ глуповатой, ограниченной, стареющей женщины, на уме у которой лишь секс с молодыми любовниками. Более того, она женит на себе вчерашнего, до отвращения угодливого, гимназиста. А разница у них в возрасте лет 35. Он полное ничтожество, что-то о себе воображающее лишь потому, что на него неожиданно сваливается состояние. Таких тоже полно вокруг. Да и подобные браки нам не в диковинку – известная артистка взяла себе в сожители парня, который моложе ее сына. Подобные случаи бывали даже в нашем городе.
Молодого приспособленца, которого «одолели образованием», неплохо сыграл в спектакле С. Демаков. Это тоже удача постановки. Актеры успешно справились с ролью любовников, что непросто было, учитывая и разницу в возрасте, и то, что И. Шатохина – жена художественного руководителя театра.
Лес населен всякими тварями. Там сумрачно, тошнотворный запах гниющих листьев и трупов отживших свое животных. Именно поэтому по замыслу режиссера все действие пьесы разворачивается в декорациях леса. А. Островский дал название усадьбе «Пеньки», но эти пеньки существуют до сих пор. Мы свидетели того, как предприимчивый купец с легкостью дурит барыню. Но и нас с благословения властей так же надурил Чубайс, а следом всяческие пирамиды. Купец Восьмибратов в исполнении молодого В. Лозицкого очень достоверен. А марш Черномора, сопровождающий его выход на сцену, сразу рождает ассоциацию с братками (33 богатыря), которых не видно, но которые, как мы знаем, сегодня реально сопровождают всякого мало-мальски богатого человека, подчас оставаясь в тени.
Великолепна заслуженная артистка России Л. Фадеева в роли ключницы. Таких стерв, которые услужливо говорят своему хозяину (начальнику) только то, что они хотят услышать, сегодня пруд пруди. При этом под шумок они не забывают себя, поскольку в спектакле ясно, что ключница имеет деньги, которыми даже может тоже отблагодарить своего молодого любовника.
Мало что можно сказать о любовной линии спектакля – она просто необходимый компонент сюжета. Особняком стоят Несчастливцев и Счастливцев. Ясно, что Островский озвучил через этих героев боль за судьбу театра. Но и сегодня их монологи и диалоги во многом актуальны. Провинциальные театры находятся на грани умирания. Без финансовой поддержки они не выживут. Для простого зрителя же интересны некоторые моменты, связанные с этими героями. Несчастливцев позер, благородно говорящий с апломбом чужие слова (из своих ролей) и добивающийся с помощью такого нехитрого приема успеха. Сегодня и вокруг нас и на экране телевизора тьма тьмущая подобных деятелей. Хотя Несчастливцев по-своему благороден и честен. Но постановщику важно было показать его краснобайство, речи на публику. Л.И. Шатохин с помощью Е. Климанова сумел выполнить поставленную перед собой и труппой задачу. Не понять, какую обличительную цель преследовал Л.И. Шатохин, просто невозможно.
Однозначно можно говорить о том, что спектакль – очередная удача нашего театра. Во время представления в зале часто звучит смех. Т.е. спектакль кем-то, кому лень думать, почему столь долго живет «Лес», воспримется как развлечение. Другие же, даже подсозательно, ужаснутся нескончаемой нашей гнусности. И радует, что среди зрителей много молодежи.
Мы можем гордиться нашим театром. Причем, не только опытными актерами старшего поколения, но и талантливой молодежью, преданной выбранному жизненному служению.