В этом ещё раз убедились зрители новой работы казачьего драматического театра имени В.Ф. Комиссаржевской. В минувшую пятницу на его сцене состоялась долгожданная премьера комедии А.Н. Островского «Лес».
та пьеса была написана в конце 1870 года, а её премьера прошла в Александринском театре в Санкт-Петербурге 1 ноября 1871 года, получается, ровно 135 лет назад. «Лес» ставили самые разные театры, и до октябрьской революции его сыграли более 5 тысяч раз. В советское время эта пьеса тоже была очень популярна. Лишь в довоенном 1940 году этот спектакль был показан 588 раз. На сцене нашего театра эта пьеса не шла, хотя на протяжении всей истории новочеркасской сцены драматургия А.Н. Островского была и остаётся обязательной частью её репертуара.
Действие комедии разворачивается в поместье Раисы Павловны Гурмыжской, женщины «бальзаковского возраста», вдовы, которая хочет казаться крайне добродетельной, честной и неподкупной. Но, как это часто бывает, иногда из-под этой благостной маски вдруг вылезают клыки тигрицы, готовой вцепиться мертвой хваткой в свою жертву. Впрочем, Раисе Павловне (заслуженная артистка России Ирина Шатохина) иначе и нельзя. Обитатели местной «чащобы» тоже не подарки. Купец Иван Восьмибратов (Вячеслав Лозицкий), скупающий у Гурмыжской лесные угодья, так и норовит, выражаясь современно, «кинуть» свою партнёршу по бизнесу. Он обманывает её, забирая расписку в получении денег за лес, и вручая «несчастной вдове» 2 тысячи рублей, вместо обещанных трёх. Лишь вмешательство племянника Гурмыжской, Геннадия Несчастливцева (Евгений Климанов), странствующего актёра, который в имении тётки выдает себя за важную персону, помогает «разрулить» конфликт.
Ещё одна сюжетная линия комедии — история сироты-бесприданницы Аксиньи (Галина Демакова), которая влюблена в купеческого сына Петра (Евгений Шапошников). Для её счастья — замужества — нужна тысяча рублей (по тем временам огромная сумма). Денег Аксинье ждать неоткуда, и она уже готова на самоубийство, но ситуацию спасает вмешательство всё того же Несчастливцева, который «выбивает» у тетушки свои деньги — как раз тысячу, а потом великодушно отдаёт эту сумму в качестве приданого Аксюше.
Есть и третья линия в комедии, это «лав стори» Раисы Павловны, которую потянуло в объятия недоучки-гимназиста Алексея Буланова (Степан Демаков), сына её подруги. В финале пьесы уже счастливая вдова объявляет о намерениях оформить свои отношения с этим хватким пареньком, почувствовавшим вкус денег из шкатулки своей невесты.
Власть денег, их победа над людьми, над всем добрым и светлым, что есть на свете — основная тема, практически всех пьес А.Н. Островского. Но в «Лесе» автор убеждает зрителя, что деньги над человеком не властны. Есть нечто, что не измеряется рублём, не имеет стоимости — доброта, благородство, честь и честность, и зритель, в финале пьесы, аплодирует именно этому.
Постановщик — худрук театра Леонид Шатохин — избрал достаточно интересную форму разговора со зрителем. Здесь и музыкальные «мостики», иллюстрации личностей персонажей, и откровенный эротизм некоторых сцен, и супер-занавес — своеобразная решётка из веток, отделяющая в финале пьесы обитателей имения «Пеньки», живущих по своим «лесным» законам, от свободных людей — Несчастливцева и Счастливцева. Кое-что можно считать спорным в трактовке классического произведения русского драматурга, но важен итог. А в итоге — разговор театра и зрителя состоялся, зритель понял, что именно актёры старались сказать ему в течение двух с половиной часов напряжённого действия.
Зрителю 21 века, конечно, приходится намного труднее, чем современникам драматурга. Монологи Несчастливцева, состоящие из цитат популярных сто тридцать лет назад пьес, тогдашними зрителями были узнаваемыми и понятны. Зрители сегодняшние должны приложить определенные усилия, чтобы разобраться, кто есть кто на сцене, и в каких отношениях состоят персонажи. Положение могла бы исправить простейшая программка, с авторскими ремарками.
Что касается актёрских работ, то каждый из участников новой постановки интересен по-своему. Заслуженный артист России Александр Иванков блистательно и совершенно классически исполняет роль лакея Карпа. Заслуженная артистка России Людмила Фадеева создаёт образ вездесущей, пролезающей в любую щель, ключницы Улиты, которой, кстати, тоже, по замыслу постановщика перепадает (или почти перепадает) «женского счастья» в кустах от Аркадия Счастливцева. «Аркашка», Роман Пуличев, который, в принципе, должен лишь оттенять образ главного героя Несчастливцева, порой затмевает его своим темпераментом и экспрессией. Его товарищ — Геннадий Несчастливцев — под маской бесшабашного пьяницы и разгильдяя, скрывает честность и порядочность. Евгений Климанов играет своего коллегу-актёра с предельным напряжением сил, на полной самоотдаче, на высоком душевном и творческом градусе. Колоритен купец Иван Восьмибратов в трактовке Вячеслава Лозицкого. Здесь фактура исполнителя полностью совпадает с образом. Особого внимания достоин «Алексей Буланов». Молодой актёр Степан Демаков показывает его вначале недорослем, страдающим от безделья, потом маленьким хищником, волокущим счастливую от такого поворота событий добычу — Раису Павловну — в спальню, а в финале — новым хозяином поместья, в нелепо напяленном на уши цилиндре. Исполнительница главной роли Ирина Шатохина свою героиню демонстрирует со всех сторон. То она «бизнес-леди» (с поправкой на вторую половину 19 века), то откровенная стерва-барыня, то просто женщина, которая пытается, несмотря ни на что, урвать себе кусочек счастья, пусть и в объятиях недоучившегося гимназиста.
Понятно, что премьера, как всякая обновка, немного шероховата, но пройдет время и спектакль обязательно «усядется, обомнётся, утрясется». То, что у коммиссаржевцев получилась работа интересная, пусть и не бесспорная, уже видно.
И последнее. Всё вышеизложенное — не рецензия. Рецензия — удел профессиональных критиков-театроведов. А это — не более чем впечатления доброжелательного и заинтересованного зрителя.
Фото автора