Сегодня:

Когда и чем закончится история, героями которой стали несколько десятков горожан?

ЧТО БЫЛО

24 июля этого года рядовая новочеркасская семья Сальниковых заказала себе новые окна в салоне “Форточка”. Само по себе событие не бог весть какое – популярность евроокон в народе неуклонно растет, а потому соответствующие металлопластиковые конструкции приобретаются горожанами едва ли не ежедневно. Однако все, что произошло после заключения договора между главой семьи Виталием Сальниковым и директором салона, индивидуальным предпринимателем Андреем Вербицким, представляет безусловный интерес как с юридической, так и с общечеловеческой точки зрения. А произошло следующее: уплатив в кассу “Форточки” сорок семь тысяч семьсот рублей за изготовление, доставку и монтаж новых окон семейство Сальниковых в одночасье осталось и без покупки, и без денег. Впрочем, обо всем по порядку.
Согласно договору, привезти и установить “конструкции из ПВХ профилей с применением фурнитуры и стеклопакетов из полированного стекла” сотрудникам салона полагалось 7-го августа. В назначенный день Сальниковым сообщили, что их окна, к сожалению, задерживаются: заказов у “Форточки” оказалось очень много, а потому выполнить их в срок не получилось. Тогда неожиданная задержка не вызвала у покупателей подозрений, тем более, что погоды летом выдались жаркие, и вопрос о сквозняках и холодах не стоял в принципе. К сентябрю не изменилось ничего, кроме погоды, и Сальниковы насторожились. Глава семьи несколько раз звонил в “Форточку”, но добиться определенности так и не смог. “Ждите, окна будут” – вот, в общем-то, и все, что могли сказать заказчику исполнители. Еще через некоторое время наносить визиты предпринимателю Вербицкому начала мать Виталия Людмила Александровна. “К середине сентября я поняла, что окон мы вряд ли дождемся, – поясняет Л. Сальникова, – а поскольку сын – человек занятой, решила сходить к Вербицкому сама. Прихожу. Говорю: “Поймите, у нас в семье маленький ребенок, в старые окна уже ветер дует, туда-сюда и окончательно похолодает. Скажите, когда конкретно будут окна”. “А что я вам скажу, – пожимает плечами Вербицкий. – Мне вам сказать нечего”. “Раз нечего, – отвечаю, – отдайте наши деньги”. А он только улыбается: “Какие деньги? Ваш заказ в Ростове, ждите”. В общем, после длительной беседы мне и еще одному посетителю (как я выяснила, на тот момент “Форточка” успела обидеть около двадцати горожан) обещают привезти заказ в ближайшую субботу”.
Как легко догадаться, ни в субботу, ни в понедельник машина с окнами так и не пришла. Измученные ожиданием и нагрянувшими холодами Сальниковы обратились к ростовскому изготовителю металлопластиковых конструкций, представляющему сеть салонов “Форточка” в области, – фирме “Арт-пласт” – и с неприятным удивлением выяснили, что заказ № 430 от 24 июля в списках на выполнение никогда не значился. Дежурный поход к г-ну Вербицкому завершился все тем же театром мимики и жеста – поулыбавшись посетителям, Андрей Борисович в очередной раз сослался на неорганизованность ростовского дилера. “Мы потребовали позвонить производителю при нас, и Вербицкий, к нашему удивлению согласился, – жалуется Людмила Сальникова. – Набрал какой-то номер, сказал несколько фраз в трубку, после чего сообщил нам, что над нашими окнами “работают”. Мы тут же перезваниваем и получаем ответ, что заказ в Ростов не поступал. Меня к этому моменту натурально трясет. Говорю: “Как же вам не стыдно, вы что, ни проверок, ни жалоб не боитесь?” Вербицкий только рукой машет: “Жалуйтесь, куда хотите, мне без разницы!”
И мы начали жаловаться…”

ЧТО ЕСТЬ
В конце сентября Сальниковы написали заявление в прокуратуру. Ответ пришел, как и положено, в семидневный срок, но что это был за ответ! Безупречный по форме документ за подписью городского прокурора Николая Радюкина сообщал жалобщикам, что “согласно материалу проверки, договор …№07-22-Н от 24.07.2006 г. не выполняется в связи с нехваткой финансовых средств”, а стало быть, вопрос о возврате денег является гражданско-правовым спором. При этом прокурорские работники как-то запамятовали, что материалы, изготовление и установка окон оплачиваются заранее и полностью – так сказать, “утром — деньги, вечером – стулья”. То есть “нехватка финансовых средств” может иметь место в одном-единственном случае – присвоении или растрате денег, внесенных покупателем в кассу “Форточки”. Даже если допустить, что покупательские дензнаки испаряются на вполне законных основаниях, тот факт, что злополучный салон на Московской вовсю продолжает работать и принимать заведомо невыполнимые по логике прокурорского письма заказы, обосновать просто невозможно. В общем, как ни крути, а дело все равно пахнет если не керосином, то как минимум статьей. Но на это новочеркасская Фемида – то ли в силу нехарактерной беспечности, то ли из-за элементарного нежелания лишний раз напрягаться – предпочитает закрывать глаза.
Если служители закона разбираться с предпринимателем Вербицким и его запутанными финансовыми делами не хотят, то городская администрация сделать этого просто не может. “К нам уже поступило более десятка жалоб на “Форточку”, – рассказывает и. о. начальника управления торговли и бытового обслуживания Сергей Иванов. – Все жалуются на то, что ИП Вербицкий не выполняет условия заключенных договоров; суммы называются самые разные – от двух до двадцати тысяч. Конечно, мы уже не раз разговаривали с Андреем Борисовичем и указывали на то, что он нарушает действующее законодательство. Кроме того, мы оказываем правовую поддержку всем обратившимся к нам заказчикам “Форточки”. Но это, к сожалению, все, что мы можем сделать. В соответствии с изменениями в законе о защите прав потребителей, органы местного самоуправления не имеют права приостанавливать работу недобросовестных предпринимателей, а потому “Форточка” будет работать и дальше”.
Кстати о работе. Как удалось выяснить в фирме “Арт-пласт”, логотип “Форточки” украшает фасад салона на ул. Московской, 6 не совсем по праву. “На сегодняшний день “Арт-пласт” практически не имеет дел с индивидуальным предпринимателем Вербицким, – заявляет руководитель дилерского отдела фирмы Артем Перков. – Все разговоры о том, что мы долго выполняем заказы – вранье чистой воды: металлоконструкции любой сложности изготавливаются не более чем за четыре дня. Мало того – г-н Вербицкий должен нам денег. Когда к нам начали обращаться первые недовольные салоном потребители, мы кредитовали Андрею Борисовичу шестьсот тысяч рублей для погашения задолженности перед горожанами и попросили снять нашу вывеску. Однако жалобы продолжают поступать. При этом куда именно г-н Вербицкий тратит деньги мы не знаем, а сам он дать вразумительного объяснения не может. Сейчас мы выполняем те заказы, которые поступают из Новочеркасска, но этим наше сотрудничество с салоном и ограничивается. Договор мы расторгли. Андрей Борисович не имеет к нам никакого отношения, и его финансовые трудности – это его личные проблемы. Он должен и горожанам и нам. В общем, разрешить создавшуюся ситуацию могут только суд и правоохранительные органы”.

ЧЕМ СЕРДЦЕ УСПОКОИТСЯ
…Говорить пока рано. Наглость, с которой ведет себя Андрей Вербицкий, обескураживает: ни жалобы в администрацию, ни заявления в прокуратуру явно не способны образумить индивидуального предпринимателя. “После ответа прокурора я ходила в “Форточку” еще раз – с тем же результатом, – говорит Людмила Сальникова. – Улыбаться он, правда, перестал, но не более того. “Это вы на меня жаловались?” – “Я” – “Ну так идите жаловаться дальше, ничего я вам не верну. Если хотите, можете написать, что я ваши деньги в казино проиграл”. Слухи о том, что Вербицкий – игрок, действительно ходят. Правда это или нет, доподлинно выяснить невозможно. Однако поведение Андрея Борисовича говорит в пользу этой версии – настолько вызывающе себя ведут либо люди, имеющие очень высокопоставленных защитников, либо те, кто махнул на все рукой и живет одним днем. В любом случае, вероятность того, что г-н Вербицкий образумится и вернет обманутым клиентам их кровные, сводится к абсолютному нулю.
В управлении торговли говорят, что Вербицкому указаны сроки, в течение которых он обязан устранить имеющие место нарушения закона. Если ситуация так и не изменится, на “форточника” подадут в суд. “Потребители, которые не обращались к нам, могут прийти в управление с документами – договором и чеком, – объясняет Сергей Иванов. – Кроме того, необходимо приложить письменную претензию с четко сформулированными требованиями (расторжение договора, возврат денег, возмещение материального ущерба). В дальнейшем такая претензия будет являться решающим документом для мирового суда”.
Суд, как известно, дело правое. Вот только длиться он – и это ни для кого не секрет! – может годами. Впрочем, семья Сальниковых в гипотетический возврат денег уже не верит. “Человек собирает деньги и не выполняет заказы, – то есть, по сути, занимается мошенничеством! – а с ним никто ничего не может сделать! – сетует Людмила Александровна. – В суд мы, разумеется, обратимся, но когда будет решение – неизвестно. Да и потом совершено неизвестно, на кого зарегистрировано имущество Вербицкого. Если на жену и детей, то взыскать с него наши деньги будет невозможно даже по решению суда – по крайней мере, так нам сказал юрист. Ей богу, до меня не доходит, как такой беспредел вообще возможен! И ладно бы мы были такие одни. А ведь людей, обманутых салоном “Форточка”, десятки… Мы-то понимаем, что наших сорока восьми тысяч не вернуть и уже почти смирились с этим. Но на то, что Вербицкого в конце концов накажут и лишат права заниматься предпринимательством очень хочется надеяться. Нельзя же вечно наживаться на чужих деньгах…”
И вправду – нельзя. Жаль только, что далеко не все об этом знают.

Фото Николая Склярова
row['name']